Автор Илья Харламов
Референдум в Шотландии и настойчивое желание Каталонии отделиться от Испании стали предметом волнений многих европейских лидеров. Они опасаются за целостность своих стран. Италия в этом списке – далеко не на последнем месте. Партия "Лига Севера" уже много лет выступает за предоставление северным, наиболее обеспеченным и промышленно развитым территориям, максимальных полномочий, вплоть до выхода из состава Италии. Хотя, конечно, это самый радикальный сценарий. Борьба идет с переменным успехом, но тенденция в связи с экономическими проблемами усиливается во всем ЕС.
Причин у современного европейского сепаратизма немало. Это и недовольство излишне разросшимися бюрократическими структурами Евросоюза в Брюсселе, которые явно не справляются со своими задачами. Это и усталость от политики центральных властей, в которых яркие и сильные личности встречаются все реже. Это и желание какой-то общности или национальности попробовать жить самостоятельно, согласно собственным традициям и представлениям об окружающем мире. Но одна из главных причин, конечно, сугубо экономическая. Многие регионы европейских стран добились в этой области очевидных успехов, и они просто не понимают, почему им приходится отдавать львиную долю своих доходов в виде налогов в пользу тех, кто менее успешен и трудолюбив. Италия здесь не исключение.
Одна из ключевых партий, которую условно можно назвать локомотивом сепаратизма, – "Северная лига за независимость Падании" ("Лига Севера"). Она выступает за предоставление развитым провинциям независимости и образование самостоятельного государства Падания со столицей в Милане, да и в целом против европейской конституции. Союзником Лиги некогда выступал бывший итальянский премьер Сильвио Берлускони. Впрочем, наибольших результатов на выборах – около 30% – партия добилась в 2010 году лишь в одной провинции Венето. Но вопрос сепаратизма в Италии, как и во всей Европе, с повестки дня не снят – скорее наоборот, отмечает кандидат политических наук Кира Сазонова:
"Тема сейчас актуальна как никогда. Чужой пример заразителен. Мы наблюдаем с 2010 года, с момента массового признания целым рядом европейских стран независимости Косова, что открыт ящик Пандоры, как в свое время сказал наш президент. И массово провозглашается независимость, проводятся референдумы с той или иной степенью легитимности. Но если брать север Италии, то перспективы у него радужные, потому что есть огромное количество экономических резонов для отделения. Очень сильно отличается потребительская корзина на севере и на юге, и это притом, что в бюджет гораздо больше отдает промышленно развитый север".
Лидер "Лиги Севера" Умберто Босси – яркий политик, лозунги которого находят отклик в сердцах многих итальянцев. Он заявляет о решительной битве с диктатурой Рима за свободу и самоопределение, обещает создавать новые рабочие места, ограничить порядком надоевшую местному населению миграцию, возродить истинные для каждого итальянца ценности – семью и церковь. Во всей Европе, с треском провалившей, наверное, с самого начала несостоятельную политику мультикультурализма, эти слова вызывают очевидный резонанс. Что уж тут говорить о католической и консервативной части Италии. Заслуженный деятель науки России Татьяна Зонова считает, что ЕС пытается политическими методами решить проблему сепаратизма и регионализации, время покажет, насколько это будет успешно:
"На уровне Евросоюза большое внимание уделяется региональным программам помощи отдельным слаборазвитым регионам за счет более сильных территорий.
Тем не менее, пока в той же Италии сепаратистские настроения весьма серьезны. Помимо "Лиги Севера", там существует Движение за независимость Сицилии, Независимый фронт Ломбардии и многие другие схожие движения. И все они вписываются в общие настроения нынешнего Старого Света. Вполне вероятно, что уже через пару десятилетий политическая карта Европы, поддержавшей, по сути, нелегитимное отделение Косова от Сербии, будет выглядеть совсем иначе. Как говорится, за что боролись…