Автор Павел Иванов
США спешно сколачивают антитеррористическую коалицию из послушных государств для борьбы с "Исламским государством" на территории Ирака и Сирии. В нее, конечно, войдут некоторые европейские и другие страны, чтобы не ссориться с "начальником". Однако Иран возможность сотрудничества в этой сфере с Соединенными Штатами пока отвергает. Возможно, это тактическая хитрость, чтобы ослабить санкционное давление. А возможно – Тегеран настроен серьезно. Во всяком случае, иранский духовный лидер аятолла Али Хаменеи заявил, что США создают коалицию против радикалов для оправдания своего военного присутствия в регионе. А ведь именно на сотрудничество этих двух стран возлагаются большие надежды. Тем страннее выглядело то, что на прошедшую в Париже конференцию по борьбе с международным терроризмом ни Иран, ни Сирию – которая от него очень и очень страдает – просто не пригласили. Опять Вашингтон играет свою игру, во главе которой совсем другие, нежели продекларированные, цели. Как можно всерьез обсуждать проблему без участия ключевых стран региона?
Впрочем, если учесть, что по боевикам ИГИЛ на территории Сирии США собираются ударить без согласия Дамаска, все становится на свои места. Просто Вашингтон не отказался от своих планов лишить сирийского президента, недавно поддержанного на выборах подавляющим числом избирателей, власти. А для этого все средства хороши. В том числе и поддержка так называемой умеренной сирийской оппозиции оружием, о чем Вашингтон и его европейские подопечные заявляют, не стесняясь. Таким образом, превращение умеренной оппозиции в радикальную (а иначе, зачем бы ей оружие), а также авиаудары по позициям боевиков и, не исключено, по близлежащим территориям, могут погрузить Сирию в состояние хаоса. Тем более, американские СМИ сообщили о том, что США намерены начать подготовку пяти тысяч сирийских повстанцев ежегодно для реализации планов по борьбе с исламистами. Но никто не даст гарантию, что эти люди не пойдут войной против Башара Асада.
При этом сирийские правительственные силы весьма эффективно борются с "Исламским государством" и поддерживать надо, по всей логике, именно их. Но не тут-то было! И это вызывает закономерные сомнения в истинности целей, о которых твердят в Вашингтоне. Согласия Дамаска на проведение операции Штаты просить не намерены. И это будет, как заявляют сирийские власти, нарушением суверенитета и актом внешней агрессии. Официальный представитель МИД России Александр Лукашевич, в свою очередь, заявил, что нанесение США ударов по Сирии для борьбы с боевиками без санкции Совбеза ООН стало бы грубым нарушением международного права. Но когда Вашингтон останавливали такие "пустяки"?!
Не менее странно и предвзято выглядит и позиция США в отношении России. Понятно, что без нее успешная борьба с терроризмом на Ближнем Востоке и в Северной Африке попросту невозможна: это признают большинство авторитетных политиков и экспертов. Понимают это и американцы. А потому и не исключают сотрудничества в этой сфере с Москвой. Правда, одновременно не прекращается санкционная истерия в отношении России. То есть там, где нужно американцам, Российская Федерация — полезное и важное государство, а там, где нет – агрессор, которого надо наказывать. Подобному двуличию не видно конца и края, а потому и борьба с радикалами, судя по всему, будет долгой и муторной.