Автор Мария Иванова
Французские шпионы выходят на новый уровень. Власти пятой республики решили не терять голову в шпионской истерии последних лет и привести ситуацию в рамки закона. Нет, это не значит, что слежку в стране запретят. Напротив: если предложения Государственного совета будут услышаны, шпионить будет официально можно. Спецслужбам станет проще собирать и расшифровывать данные из интернета. Кроме того, они смогут следить и за отдельными электронными устройствами. Причем, не только и не столько во Франции, но и за ее пределами.
Вероятно, так власти пытаются предотвратить появление новых сноуденов. Ведь если очередной тихий интеллигент, некий Жан-Поль, решится открыть миру правду и рассказать о тотальной слежке французских спецслужб, ему сразу скажут: "Позвольте, но ведь ничего страшного не происходит – так мы боремся за национальные интересы страны. Вот, даже есть специальный закон".
И когда закроют очередной сайт, который нарушает безопасность страны, его владельцам укажут на девятый пункт закона о борьбе с терроризмом и скажут: "Посмотрите, Ваш сайт стал просто опасен. Ну и что, что Вы не призываете к терроризму, но ведь и не ругаете его".
Кто знает, с какими обвинениями можно будет закрыть любой интернет-ресурс, газету или телеканал. Формулировки, как часто бывает в таких случаях, настолько расплывчаты, что доказать невиновность будет сложнее, чем вину. И французских журналистов и правозащитников беспокоит уже только сам факт, что наказание полагается не за действия, а за точку зрения и мысли, иногда даже и невысказанные вслух. Почти как в романе "1984" Оруэлла.
Власти пытаются оправдать эти инициативы угрозой со всех сторон. Еще свежи воспоминания об американской прослушке, а во Франции уже находят новых шпионов – российских тайных агентов, что, впрочем, вполне соответствует духу времени, когда во всем принято винить Россию. Журналистам удалось даже выяснить, что эти таинственные личности "циничны, хладнокровны и нахальны" (да, да, так и пишут серьезные французские СМИ). Какое же широкое поле для деятельности открывается перед местными законодателями!
Правда, французов эти страшилки почему-то не убедили. Во всяком случае, в том же интернете, свободу которого пытаются ограничить, такие меры называют репрессивными и антидемократическими, и опасаются, что Франция может пойти по стопам США, где каждый в глазах властей – потенциальный террорист или, по меньшей мере, новый Сноуден.