Автор Михаил Шейнкман
Признанный в Румынии самым неудачным президентом современности Траян Бэсеску за несколько месяцев до конца своего второго срока точно решил, где он продолжит политическую карьеру. Причем, для этого ему совсем необязательно сразу делать Молдавию румынской. Достаточно стать молдавским самому. Бэсеску подтвердил намерение взять гражданство этой постсоветской республики. Уже даже знает, при каких исторических обстоятельствах официально направит запрос. Во время своего последнего зарубежного визита, естественно, в Кишинев он обратится лично и публично к президенту Тимофти.
Бэсеску не сомневается, что его примут с распростертыми объятиями. Все-таки, это благодаря его политике сотни тысяч молдаван получили румынский паспорт. И Тимофти, кстати, в том числе. Не откажут же ему в алаверды. Тем более что это будет беспрецедентно. Хотя и парадоксально. Тот, кто, по сути, поставил румынизацию Молдовы на поток, сам становится молдаванином. Все это исключительно для того, поясняет Бэсеску, чтобы изнутри подталкивать суверенную республику под протекторат Бухареста. Сделать это из Бухареста у него не получилось. А желание, в отличие от власти, не проходит. И на власть, между прочим, тоже.
Ведь, наверное, лишь в рамках новой страны Бэсеску еще сможет на что-то претендовать. Если, правда, лавры объединителя достанутся именно ему. Насколько известно, его заклятый оппонент румынский премьер Понта тоже не прочь войти в историю собирателем земель. Он уже и дату назвал – 100-летие объединения Румынии с Бессарабией. Так и сказал: Молдавия прекратит свое независимое существование в 2018 году и вновь станет частью румынской территории. И, откровенно говоря, после декабря у него для этого будет больше полномочий, чем у Бэсеску. Именно Понту называют следующим президентом Румынии. По крайней мере, его шансы на выборах считаются безусловными.
А это значит, что не только Бэсеску, но и его партии на родине грозит глубокая оппозиция. Понта уже пугает своего политического противника чуть ли не судьбой Чаушеску. Так что, для него переезд в Молдавию – это если и не бегство, то спасение. Особенно, если ему удастся получить там иммунитет.
Политологи не исключают, что Бэсеску попытается каким-нибудь образом войти во власть. Его целевая аудитория – радикально настроенный прорумынский электорат, а это 8-9%. И хотя парламентские выборы в Молдове состоятся до возможного появления в ней Бэсеску, они в ноябре, ему здесь вполне могут придумать какое-либо политическое применение. Иногда ведь и Троянский конь борозды не портит. Тем более, если таких уже целый табун.
Вопрос директору информагентства "Ника пресс" Владимиру Цеслюку (Кишинев):
— Сумеет ли румынский президент Бэсеску прописаться не только в Молдавии, но и в молдавской власти?
— Нам нужны люди, готовые вместе с нами работать над реформированием страны. Поэтому, если господин Бэсеску получит молдавский паспорт, если не будет слишком говорливым, а работоспособным, то – вперед.
— Но даже если он будет работать, то будет работать, прежде всего, на Румынию, судя по его заявлениям.
— Сегодня, если мы говорим о реформировании Молдовы, то речь идет о Молдове, а не о Румынии. Если Бэсеску, как и Понта, предполагает объединение в 2018 году, то, мне кажется, что эти заявления накануне парламентских выборов могут насторожить даже тех избирателей, которые готовы голосовать за европейскую интеграцию.
— Как Вы считаете, Молдавия, как народ, как общность, готова объединиться с Румынией?
— Мне кажется, что нет. Предыдущие парламентские выборы в 2010 году показали уровень интереса к объединению Молдовы и Румынии голосованием за партию, которая с этими лозунгами вышла. По-моему, там полтора процента. Вот, собственно говоря, и все. И поэтому ни о каком объединении с Румынией ни сегодня, ни в 2018 году никто всерьез не думает, не мечтает и, по-моему, готов даже против этого протестовать.
Для получения молдавского гражданства надо знать язык страны, ее историю и дать клятву верности государству. Бэсеску для этого даже пальцы за спиной скрещивать не понадобится. Государственный язык Молдавии – румынский, историю преподают как историю румын, а клятву верности Румынии Конституционный суд Молдавии уже давно не считает изменой. Так что Бэсеску будет чувствовать себя здесь, как… Цезарь. Ведь у того тоже был момент, когда он решил, что лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме. Чтобы потом вернуться с триумфом. Бэсеску, правда, прежде чем переходить свой Рубикон, еще надо будет форсировать Днестр. В ПМР один раз уже отстояли право называться Приднестровской Молдавской Республикой. Удивительно, но пока оно остается таковым и Молдавии не грозит румынская ассимиляция. Если, конечно, она не захочет вернуться в Румынию той же, что ушла от нее. Бессарабией.