Автор Михаил Шейнкман
Если лидерам Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) нужен был подходящий момент для исторического решения, то лучше нынешних раскладов в геополитике, пожалуй, и не придумаешь. Когда мир трещит по швам и раскалывается на части, когда уже не знаешь, где рванет в следующий раз, умные страны должны держаться вместе. А их все же несколько больше, чем позволяют рамки ШОС.
Именно поэтому нынешнему саммиту в Душанбе заранее прогнозировали большое будущее. В том плане, что оно откроется именно здесь. И не исключено, что эта встреча лидеров "шестерки" окажется последней в таком составе. Уже в следующем году к России, Китаю, Казахстану, Киргизии, Таджикистану и Узбекистану могут присоединиться и Пакистан с Индией. Между прочим, ядерные державы. Сегодня они вместе с Ираном, Монголией и Афганистаном еще ходят в наблюдателях. Но, как ожидается, именно в Душанбе будут приняты новые правила приема в ШОС. Главы государств обновят типовой меморандум об обязательствах для вступления и утвердят порядок предоставления членства.
Впервые о необходимости такого шага заговорили несколько лет назад, когда сразу несколько стран-наблюдателей захотели, чтобы наблюдали за ними. Индия, Пакистан, Иран. Страны разной судьбы, внутреннего устройства и мотивов решили, что ШОС — это их формат.
Все это время в организации размышляли о вариантах расширения. Она ведь как появилась в Шанхае 13 лет назад, так и не менялась. Но дожив до переходного возраста, ШОС все же решила, что пора расти. Прежде спорили о размере членских взносов для новичков, о порядке председательства, о возможной конфликтности. Но в итоге перед лицом глобальных метаморфоз все эти противоречия отошли к разряду несущественных. Поэтому и сошлись на том, что прибавление пойдет на пользу.
Индия уже знает, что такое быть с Россией и Китаем в одной упряжке. И, судя по ее активности в рамках БРИКС, ее это чрезвычайно устраивает. С Пакистаном сложнее. Все-таки их отношения с Дели добрососедскими не назовешь. Иногда от них так и тянет взрывоопасностью. Однако в Исламабаде, видимо, решили, что не стоит отдавать Индии конкурентное преимущество, и тоже запросились в ШОС. Вероятно, считая для себя вполне возможным решать территориальные проблемы на его площадке.
Вопрос заведующему отделом Центральной Азии Института стран СНГ Андрею Грозину.
— Накануне саммита ШОС много говорили об изменении правил приема в организацию. Это потому что момент такой или на самом деле время пришло расширяться?
— На самом деле эта тема поднималась и с каждым годом становилась все актуальней. Независимо от политической конъюнктуры мировой, Шанхайская организация сотрудничества уже вплотную подошла к этапу, когда необходимо расширение ее рядов. По сути, это нормальная эволюция одной из ведущих мировых интеграционных структур. Будущее российское председательство в ШОС и саммит ШОС в Уфе в 2015 году станут логичной ступенью обыкновенного поступательного развития этой организации. Новыми членами ШОС станут Индия и Пакистан.
— С появлением в организации новых стран можно ли будет говорить о повышении геополитической роли ШОС? Или пока его удел — это пока региональность?
— ШОС уже сейчас более чем региональная организация. Это, конечно, не блок, не какое-то азиатское НАТО. Это просто-напросто один из мировых центров силы, альтернативный нынешнему доминирующему западному центру силы. Со своей идеологией, со своим пониманием того, как следует смотреть на жизнь. Если шире — то со своей философией. Именно эта философия с появлением новых членов окончательно превратит ШОС в один из доминирующих мировых полюсов.
ШОС — это и сейчас под полтора миллиарда человек. А с новыми лицами численность возрастет почти двукратно. Вместе с ней и потенциал, и политический вес. Международный авторитет, возможно, еще надо будет завоевывать. Но здесь, если что, уже знают как. Незадолго до саммита армейские подразделения ШОС провели в Поднебесной беспрецедентные по масштабу военные учения "Мирная миссия — 2014". Это для тех, кто считал недостаточной боевую составляющую альянса.
Понятно, что тон в маневрах задавали Россия и Китай, но это были все свои среди "Чжужихэ". Так называется полигон, по иронии судьбы созвучный с теми, кого мы по дипломатической привычке все еще называем "наши западные партнеры". Вот кому едва ли понравится выход ШОС на новые горизонты. Это притом, что и Афганистан уже чувствует себя в этом формате более перспективно, и Иран активно обивает пороги. Уже дважды подавал заявку. Но даже ради него в ШОС решили не менять запрет на вступление страны, которая находится под санкциями ООН. Все-таки в ШОС мировой порядок чтут. Хотя, похоже, собираются сделать его порядочней. По крайней мере на своей территории.