Автор Михаил Шейнкман
Для кого в Донбассе точно война уже закончилась, так это для пленных украинских солдат. Их освобождение — это пока единственное, что выполняется, как договорились в Минске. И то одной стороной. Киев последовать примеру ополченцев лишь собирается. И, тем не менее, это были первые настоящие выходные без масштабного кровопролития. Конечно, стреляли. Инерцию войны одним протоколом не остановить. Когда так много оружия и так агрессивна карательная вольница, рассчитывать на безоговорочное затишье могли только неисправимые идеалисты. Поэтому и после Минска мирные люди гибнут. Но за эти несколько дней не десятками.
И если белорусское соглашение кому-то сохранило жизни, в нем уже есть толк. Каким бы неубедительным, несовершенным и недолговечным оно ни казалось. Утром Порошенко объявил, что собирается в Мариуполь. Не Донецк, конечно, куда он планировал въехать на белом коне чуть ли не сразу после президентских выборов. Но все-таки Донбасс. Тем более что именно этот город Киев сейчас считает его временной столицей.
В этом приезде больше театральности, чем политического смысла. Но он все же демонстрирует даже не столько уровень объявленного перемирия, сколько первостепенность того, кто считает себя его инициатором. Хотя отдать приказ о прекращении огня — это единственное, что может сделать Порошенко самостоятельно. Все остальное от него уже не зависит. И выполнение этого приказа тоже.
Не говоря уж о вещах более концептуальных. Скажем, пункт о статусе ДНР и ЛНР в минском протоколе выглядит слишком устаревшим и ограниченным, чтобы воспринимать его серьезно. "Провести децентрализацию власти, в том числе путем принятия Закона "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей". Это звучит так, как будто здесь не умирали за суверенитет. Похоже, этот тезис внесли исключительно для того, чтобы был. Очевидно, что Киев его выполнять не собирается даже в таком виде. Поскольку закон нужно принять, а принимать его некому. И ополченцы о своем будущем рассуждают так, словно вообще не знают о существовании этого пункта. А это значит, что основа конфликта никуда не делась. Именно поэтому в Донбассе говорят только о перемирии. Хотя оно — уже само по себе демо-версия мира. Это когда еще совсем не ясно, захотят ли запустить всю программу целиком.
Вопрос политологу Михаилу Погребинскому (Киев):
— Как бы Вы назвали то, что наблюдается сейчас в Донбассе? Это репетиция мира, перемирие, затишье перед бурей? Как долго продлится такое состояние?
- Никто не может с уверенностью прогнозировать развитие ситуации, но, мне представляется, что сейчас полноценное перемирие. В нем заинтересованы главные действующие лица этого конфликта. Это означает, что есть краткосрочные перспективы того, что это перемирие будет продолжаться.
— Считается, что партия войны на Украине чрезвычайно сильна, и Порошенко при всем своем желании не сможет устоять перед ней.
— Я считаю, что Порошенко заинтересован в том, чтобы перемирие продолжалось. По крайней мере, до тех пор, пока не восстановится в каком-то минимальном боеспособном состоянии украинская армия. Сейчас ее практически нет. Поэтому я не сомневаюсь в том, что он сумет объяснить это и своим нынешним партнерам по украинской власти. Они, конечно, будут продолжать пиариться на войне и на военном психозе. Но я практически уверен, что это не будет иметь каких-либо серьезных последствий. Это не более, чем пиар.
Советник президента и лидер его предвыборного блока Луценко, исполненный боевым воодушевлением после саммита НАТО, проговорился и, как выяснилось, сказал лишнего. Пяти странам приписал поставки вооружения Киеву. Польша с Норвегией отказались сразу и официально. Италия с США сделали это с помощью источников, заслуживающих доверия. Франция уточнила, что речь идет исключительно о бронежилетах и шлемах. Все это можно считать признаком того, что Запад не расположен обострять конфликт. По крайней мере, в открытую. А если Юпитер не только сердится, но и стесняется, он и не прав, и ему от этого стыдно. Но это не значит, что, например, Вашингтон перестанет поощрять действия Киева. Будь иначе, каратели не стали бы так откровенно стягивать к Донецку и Луганску тяжелую технику.
Так что, перемирием на Донбассе пока не наслаждаются. Им пользуются. Каратели зализывают раны. Мирные граждане приводят свою землю в порядок. И вспоминают, что они здесь живут, а не спасаются от уничтожения. Люди увидели свет в конце подвалов и вышли на улицу. Пока недалеко. В будущее стараются не смотреть, чтобы не спугнуть ощущение реальности. Она все-таки дарит надежду. Хотя все прекрасно все видят и слышат. И то, что киевские войска усиливаются и готовят плацдарм для нового удара. И то, что Яценюк не то что обещает, анонсирует военное положение. Но юго-восток живет одним днем. И радуется уже тому, что этот день пусть относительно, но все-таки мирный.