Автор Корнелиу Маху
Язык мой — враг мой. Особенно в Молдавии. Немного расшифрую. Никто не отрицает — Советский Союз не был самым справедливым и богатым государством, как многим тогда казалось. Да и нет таких государств. Разве что мифическая Шамбала. Национальная и языковая политика в СССР, где проживало свыше ста национальностей, часто выстраивалась с ошибками: ущемленные и обиженные проявились сразу же после распада Союза. Однако в Молдавии возрождение национального сознания и родного языка привело к печальным последствиям.
Во-первых, все вспомнили, что язык не молдавский, а румынский. Мировая филологическая мысль с этим вроде бы согласна — однако никто не думал, что это окажется поводом для разговоров и планов по присоединению Молдавии к Румынии. Именно планы о грядущей "Унире" — объединении с Румынией — и введение только одного государственного языка и вывело людей на улицы и площади Приднестровья, что впоследствии привело к расколу Молдавии. Расколу на крови, ибо болтовня прорумынских интеллектуалов и писателей в Кишиневе закончилась братоубийственной войной. В которой, кстати, никто из любителей поговорить о Великой Румынии не пострадал. Язык тогда не довел до Бухареста, а привел к смерти обманутых людей и мирных граждан.
Казалось бы, кровавый опыт должен был заставить если не задуматься, то хотя бы замолчать. Отнюдь нет. Спустя 22 года президент молдавской Академии наук Георге Дука заявляет, что памятник советским солдатам-освободителям необходимо снести, а на его месте установить памятник румынскому языку. Правда, не успел уточнить — конный будет памятник или нет. Возмущенные жители города уже на следующий день митинговали под окнами академии. Ученый признал, что был не прав.
Надолго ли? Судя по всему, нет — Молдавия подписала соглашение об ассоциации с Евросоюзом. Казалось бы — ЕС славится своей толерантностью и демократией, часто переходящей за грань привычного. Национальные и языковые меньшинства находятся под защитой европейских законов. Самое время перестать демонстрировать комплексы, всячески принижая и игнорируя русский язык. Ан нет — все требования сделать русский язык, которым владеет в стране 99,9% жителей, вторым государственным натыкаются на ярость властей.
Да и государственный праздник — Наш Язык — в честь того, что 31 августа молдавские парламентарии первыми в СССР лишили русский язык государственного статуса, оставив за ним статус языка межнационального общения — никто не отменял. И, похоже, власть, считающая себя проевропейской, теперь надеется, что язык доведет страну до Брюсселя. В уютные объятия Евросоюза. Да и практические шаги в этом направлении есть — добились отмены виз в Европу, без тени смущения заявляя своим гражданам, что так им будет легче там трудоустроиться. Прямым текстом — на хорошем румынском языке.