Автор Ольга Соломатина
Взорванные дома, рухнувшие небоскребы, захваты заложников, оккупация целых поселений. Этот перечень преступлений террористов можно продолжать очень долго. В среднем, теракты на планете случаются через день. Их жертвами чаще всего становятся невинные люди. Кажется очевидным, что справиться с этой угрозой можно только, объединив усилия. Но на деле договориться и скоординировать свои действия оказывается намного сложней, чем в теории.
Чума XXI века, как принято именовать международный терроризм, распространилась по земному шару всего за несколько десятилетий. Аналитики и историки связывают это с глобализацией, которая началась в 1970-х годах. Но само понятие "терроризм" появилось еще во времена французской революции. Оно означало политику устрашения, проводимую революционерами против своих врагов. По факту: массовые убийства людей и кровавые акции устрашения. Сегодня мало что изменилось – те же фальшивые лозунги, те же попытки дискредитации официальной власти, только оружие стало более современным и опасным. О причинах возникновения терроризма – президент Ассоциации ветеранов антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров:
"Это политическое противостояние, которое у нас существует и с каждым годом все нарастает и нарастает. И второе — мусульманский экстремизм.
Для того, чтобы остановить распространение терроризма, странам нужно объединяться, уверены эксперты. Но в современных политических условиях это зачастую невозможно сделать, продолжает Сергей Гончаров:
"Надо найти компромисс, найти общий язык между тем, что творится в Сирии. В Ираке одни считают, что надо поддерживать оружием одних, а Россия считает, что надо не давать оружие. Пока одна страна будет считать террористов борцами за независимость, а вторые будут говорить, что все они сепаратисты — ничего из этого не получится. Сейчас терроризм — это не только убийства ни в чем неповинных людей. Это огромный бизнес, в котором крутятся миллиарды. Экстремисты мусульманской направленности начинают в Европе диктовать свои условия, а это проблема, с которой Европа уже не может совладать".
Нельзя делить террористов на хороших и плохих — это бесперспективная позиция, считают в российском МИД. Как заявил глава ведомства Сергей Лавров, который на этой неделе встречался со своим тунисским коллегой, "надо бороться с этой угрозой последовательно без "двойных стандартов", как это было в Ливии, когда свергали Каддафи под лозунгом демократии, а потом столкнулись с последствиями ливийской революции. Террористы сегодня превратились в опасный инструмент в политическом противостоянии. Комментирует генеральный директор Центра стратегических оценок и прогнозов Сергей Гриняев:
"Террористы сегодня хорошо подготовлены, в совершенстве знают инженерное и подрывное дело. Способны создавать не только "грязные" ядерные бомбы, но и отравляющие вещества, сопоставимые по своим поражающим факторам с боевыми отравляющими веществами".
Всплеск террористической угрозы в Ираке и на Ближнем Востоке стал результатом внешнего силового вмешательства. Об этом недавно заявили в МИД России. Сейчас боевики владеют достаточным количеством энергоносителей. Они пытаются влиять на мировые процессы. Методы все те же – устрашение и внезапность. На них работает и время: пока политики безуспешно пытаются договориться о совместных решительных действиях – угроза только усиливается.