Автор Михаил Шейнкман
Поразительную синхронность в намерениях незадолго до сбора лидеров стран НАТО продемонстрировали Польша с Прибалтикой и генсек альянса Фог Расмуссен. Ощущение такое, что после саммита в Уэльсе они уходят в отставку все вместе, а не только датчанин. Его-то желание оставить после себя что-нибудь историческое, хотя бы военные базы на границе с Россией, как раз понять можно. Накануне он пообещал газете "Гардиан" 4-5 сентября непременно продавить расширение на восток. Но государствам следовать принципу "после нас хоть потоп" вроде бы как и не пристало. Если, правда, они себя таковыми считают.
По отношению к младоевропейцам об этом едва ли стоит говорить всерьез. Поэтому, когда в немецком "Шпигеле" появилась статья об обращении Польши и стран Балтии к НАТО с предложением нацелить ПРО на Россию, это даже не удивило. Скорее, успокоило. Значит, все правильно думали, когда готовились к худшему. Москва, ведь, сразу не сомневалась, что разговоры о защите от Ирана и Северной Кореи – это только дипломатическая маскировка. Она больше ориентировалась на отказ Запада подписывать юридические гарантии ненаправления на Россию, чем на клятвенные обещания не делать этого.
Когда-нибудь кто-нибудь непременно должен был ПРОговориться. Вполне естественно, что находкой для "Шпигеля" оказалось самое слабое звено НАТО. Опять же ПРОамериканское лобби в ЕС. По большому счету, что ПРО ему, что по лбу – все едино. Они скажут, что прикажут. Но в этом случае, видимо, даже говорить не пришлось. Достаточно было просто громко бояться, добавив привычным фобиям украинского звучания. Все остальное, похоже, сделали за них. Иначе, с чего бы это вдруг в МИДе Эстония объявили, что ни о чем подобном и не помышляли, поскольку "противоракетный щит НАТО не направлен на Россию, и никто не желает менять это положение". Латвия предположила, что ее могли неправильно понять, поскольку выше, чем на ПЗРК, она и не претендовала.
Наверное, те, кто допустил утечку, по обыкновению даже не сочли нужным предупредить об этом тех, от чьего имени они это сделали. Эксперты сориентировались быстро. Не открыли Америку, а всего лишь вспомнили, что кроме нее, пожалуй, и некому так сильно желать европейскому континенту еще один фактор риска. Ведь, как бы ни открещивались в Берлине и Париже от переориентации ЕвроПРО на Россию, тему зафиксировали и в повестку саммита НАТО ввели. И, наверное, совсем не для того, чтобы от нее просто так отмахнулись.
Заявления Расмуссена о базах у границ с Россией, последовавшие сразу за статьей в "Шпигеле", выглядят как согласованное продолжение одной и той же информационной кампании. Европу, как и в случае с санкциями, жестко подводят к необходимости уже не только "холодного" обострения. Потому и завышают ожидания до уровня ПРО, чтобы ЕС согласился хотя бы на наземное расширение. Его старожилы и этого тоже пока не хотят. Против Италия, Испания, Франция. Ангела Меркель, будучи в Латвии, прямо сказала, что "не дождетесь".
Но и с экономическим нагнетанием Евросоюз не торопился. По крайней мере, до катастрофы малайзийского "Боинга". А что мешает повторить этот бесчеловечный "трюк"? Только уже в воздушном пространстве тех, кто просит защиты. Расмуссен, например, уверен, что после саммита в Уэльсе НАТО себя еще покажет. Уже гораздо ближе к России.
Вопрос военному эксперту Виктору Литовкину:
— Как Вы считаете, генсеку НАТО действительно удастся продавить новые военные базы у границ с Россией, как он об этом мечтает?
— Время Расмуссена давно закончилось. Он сегодня занимается риторикой, чтобы получить более или менее приличную работу после увольнения. Расмуссен может этого хотеть. На самом деле, никто не торопится платить больше денег на оборону, потому что у государств НАТО есть и другие заботы. А так называемая "угроза России" — это, скорее, фигура речи, чем реальная угроза для этих стран. И это прекрасно понимают в руководстве тех же стран Балтии, той же Польши. Конечно, все они хотят быть на слуху, в первую очередь у Соединенных Штатов, и получать какие-то дивиденды. В Польше, конечно, будут элементы американской ПРО. Ни на что другое им рассчитывать не приходится.
— Что касается ПРО. Предложение Польши и Прибалтики перенаправить систему на Россию – это тоже фигура речи?
— Это попытка назвать кошку кошкой. Всем, ведь, понятно, что система ПРО направлена против России, а не против кого-нибудь еще. Когда в странах Балтии и Польше говорят, что американскую систему надо направить против России, они лишь признают, для чего предназначена эта система. И не больше того.
Россию на саммит НАТО в Уэльс не позовут. За последнее время это, пожалуй, самое логичное решение альянса. Во-первых, кого мы там не видели. Во-вторых, зачем нам нужны их секреты, если мы к ним уже готовы. Более того, как и в случае с ПРО, можем раскрыть их гораздо раньше, чем они сами себе в них признаются.