Автор Татьяна Голованова
Украинская промышленность "дышит на ладан". Одни заводы проводят массовые увольнения, другие – работают в сокращенном режиме. Масла в огонь добавляют военные действия на юго-востоке. Промышленный центр Украины попросту остановил свою работу. Из-за закрытия большинства угольных шахт, в стране объявлено чрезвычайное положение в энергетике. Эксперты предупреждают — это только начало, Киеву нужно готовиться к полной остановке промышленности, а населению – к жизни не только без тепла и горячей воды, но и без света.
На Украине ускоряется спад промышленного производства. Только в июне — до 5% с 2%, зафиксированных месяцем ранее. Объясняется такая статистика просто: экономика падает, инвесторы уходят, гривна обвалилась. К тому же основной рынок сбыта – российский — для украинских предприятий отныне закрыт, а внутренний — не радует покупательской способностью. Между тем, приемлемых кредитов для развития предприятий, которые еще держатся на плаву, также не предвидится, а на господдержку уже никто и не надеется. Сказалось и резкое увеличение налогов, и многократное увеличение затрат на электроэнергию и газ. Но наибольшее давление оказывает ситуация на юго-востоке — промышленном центре страны, говорит профессор кафедры экономики и финансов НИУ ВШЭ Иван Родионов:
"Работают предприятия или нет — это не так важно, потому что работа — понятие растяжимое. С марта месяца промышленности, как таковой, работающей, в этом регионе не существует".
Что теряет Украина с каждым новым обстрелом юго-востока? Окончательные потери подсчитать предстоит только после прекращения карательной операции. Но промежуточные цифры ужасают. 14 подстанций и 7 заводов — и это далеко не полный список разрушений только в Луганске за первые месяцы гражданской войны. Критическая ситуация сложилась и в угледобывающей отрасли – половина государственных шахт Донбасса работают только частично. 55 шахт Донбасса из 95 существующих остановились из-за боевых действий. Между тем, Донбасс обеспечивает 70% потребления угля в стране. В июле добыча угля упала на 900 тысяч тонн. Резерв ресурсов составляет 3 млн тонн, но этих запасов надолго не хватит. Теперь загрузка энергоблоков введется не по действующим правилам энергорынка, а исходя из наличия топлива. Киевским властям пришлось даже ввести чрезвычайное положение на энергетическом рынке. Украина может остаться не только без газа, но и без угля уже этой осенью.
И пока одни предприятия закрываются, как это было с автоконцерном ЗАЗ, который оставит на улице 21 тысячу сотрудников, другие заводы олигархи пытаются друг у друга, что называется, "отжать". Война олигархических структур была на Украине всегда, но сейчас она перешла в острую фазу, говорит президент центра социальных и политических исследований "Аспект", член Общественной Палаты Георгий Федоров:
"Есть клан Коломойского, очень мощный. Есть клан Порошенко, Фирташа, Ахметова. 5-6 сильных кланов существует. Если посмотреть, как они борются — через информационное пространство, через Раду, в политической сфере, экономической, ну и физически, идет противостояние, идут захваты предприятий".
Конкуренция между олигархами идет и в борьбе за государственные активы, которые Киев вдруг решил приватизировать в эпоху экономического хаоса и которые можно скупать по дешевке. Среди таких предприятий — энергетические компании и даже крупнейший газовый монополист Нафтогаз. Чем все это закончится – сейчас не берется спрогнозировать даже самый смелый эксперт.