Автор Мария Балябина
В 70-х годах прошлого века развитые державы создали элитарный клуб, который должен был координировать международные экономические связи. За годы своего существования группа менялась, становясь то "Семеркой", то "Восьмеркой". Позже в ответ на глобальный финансово-экономический кризис 2008 года было создано более масштабное объединение – "Группа двадцати". Однако у экспертов уже не первый год возникают справедливые сомнения: действительно ли влияние этих клубов на мировую экономику так велико, как это декларируется? Как показывают события последних дней, сейчас основную роль играют региональные объединения и двусторонние договоренности.
В стремлении управлять миром крупные державы то и дело объединяются в различные группы, призванные сглаживать противоречия, решать конфликты и вершить судьбы мира.
Различные форматы сосуществуют в одном экономическом и политическом пространстве и создают частичные альтернативы друг другу, но только на некоторых уровнях. Со временем эти объединения трансформируются, их цели меняются, но один формат не заменяет другой – та же "Двадцатка", которая в определенных сферах выступает как альтернатива "Семерке", никогда ее не заменит. Ведь если на мировой арене возник какой-то новый политический клуб – значит это ответ на определенные мировые потребности и тенденции, считает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Игорь Ковалев:
"Семерка" – это более политический клуб, где принимаются важные решения, охватывающие значимые страны для современной мировой экономики и политики. "Двадцатка" – более репрезентативный клуб. У каждого из этих объединений есть свои плюсы и минусы. Семи участникам проще и быстрее договорится, чем двадцати. Но 20 участников представляют те страны, которые являются опорой и мировой политики, и мировой экономики. С этой точки зрения, "Двадцатка" – более важный мировой институт, нежели "Семерка".
Однако, преследуя те или иные цели, крупные политические игроки создают новые объединения. Еще в 90-х годах Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан создали новое региональное объединение – ШОС – Шанхайская организация сотрудничества. Страны активно сотрудничают в области безопасности – конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом была одним из первых документов, подписанным в организации. ШОС развивает связи и в областях энергетики, транспорта и сельского хозяйства.
В начале 2000-х годов четыре страны с наиболее динамично растущими экономиками – Бразилия, Россия, Индия и Китай – создали формат БРИК, который трансформировался в БРИКС после присоединения к группе ЮАР. Новые набирающие силу форматы не заменят собой уже существующие объединения, однако они могут существенно ограничить влияние других групп и создать альтернативные центры силы, считает гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов:
"В следующем году планируются совместные мероприятия БРИКС и ШОС. Это означает усиление дальневосточного сегмента, и БРИКС, и "Большой двадцатки", поскольку связи государств на обеих площадках пересекаются. Цели у них одинаковые. Это создание для себя преференций в международной конкуренции. Государства не могут действовать обособленно. У них больше интересов, чем противоречий. Есть известное правило: вместе можно достичь большего, чем порознь и конфликтуя, поэтому образуются такие площадки".
Становится очевидным, что сейчас все большую силу приобретают региональные объединения, которые ставят перед собой не глобальные задачи по изменению миропорядка, а решают конкретные проблемы. К тому же, члены таких клубов по интересам гораздо легче находят общий язык, ведь они, как правило, разделяют схожее мировоззрение и сталкиваются с одинаковыми проблемами. Во многом этим объясняется эффективность их работы. В то же время масштабные абстрактные задачи выполнить бывает довольно сложно. Поэтому, возможно, в обозримом будущем пальма первенства в решении мировых проблем может перейти от пафосных дискуссионных клубов к небольшим, но быстро набирающим силу клубам по интересам.