Автор Мария Меркулова
21 век — эра интеграции и объединения. В условиях мира, где все зависят от всех, без партнеров и союзников выживать сложно. А тем более теперь, когда экономическая и политическая безопасность стали понятиями гипотетическими. Шанхайская организация сотрудничества и БРИКС преследуют одну и ту же цель – это баланс международных сил.
ШОС – не военный блок, в отличие от НАТО, и не регулярное собрание по безопасности, как АСЕАН. Шанхайская организация сотрудничества занимает промежуточную позицию.
Создается общее евразийское пространство, которое отстаивает свои интересы, и прежде всего – перед Западом. С другой стороны, собственными амбициозными проектами занимаются США: это трансатлантический торговый альянс, который должен объединить Америку и Европу в один свободный рынок; и Транстихоокеанский торговый пакт, призванный связать Азию с Америкой. Россия и Китай остаются за рамками. В такой ситуации, а также ввиду санкционной политики Запада в отношении России, объединение в рамках ШОС приобретает все большее значение, отмечает политолог-китаист, профессор Российского университета дружбы народов Юрий Тавровский:
"Эта организация, созданная в 2001 году, становится все более и более важной. В частности, в условиях экономических санкций, которые применяют против России. Мы сможем при помощи потенциала коллег по ШОС решить очень многие проблемы. Китай окажет нам содействие, и страны Центральной Азии. У разных стран-членов ШОС разные отношения с Западом. Китай, например, очень хорошо понимает нашу ситуацию, поскольку он сам находится под действием санкций. Введенные в 1989 году после событий на Тяньаньмэнь санкции Евросоюза и США были сняты только частично. Они до сих пор действуют, и китайцы очень резко осуждают эти санкции. Они понимают нашу ситуацию и помогают нам преодолевать санкции".
В ближайшее время к ШОС могут присоединиться Индия и Пакистан. Таким образом, интеграция приобретает еще больший масштаб. В то время как страны "Большой семерки" идут по накатанной, БРИКС имеет весь необходимый потенциал для рывка. Она объединяет Россию, Китай, Бразилию, Индию и Южную Африку – экономический "глобальный Восток". Прежде всего, организации необходимо закрепить свои позиции в области международных финансов, подчеркивает заместитель директора Российского центра исследований АТЭС Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Глеб Ивашенцов:
"В американском банке "Голдман Сакс" было проведено исследование, в соответствии с которым в нынешнем десятилетии мировое потребление должно вырасти на 10 трлн долларов. При этом доля стран БРИКС к 2020 году увеличится с нынешних 23% до 62%. Это и есть экономический вес стран БРИКС".
Страны БРИКС — это больше половины мирового производства. Экономические перспективы объединения признаются и на Западе, который однако не хотел бы расставаться со своим доминированием в мировой экономике. БРИКС не ставит перед собой задачу противостояния с США и Европой, однако стремится к независимости от них, считает Глеб Ивашенцов:
"Например, Международный валютный фонд. Соединенные Штаты имели монополию на доллар как резервную валюту. И они диктуют валютно-финансовые условия миру. А БРИКС, учитывая его экономический вес, может требовать укрепления своих позиций в мировом финансовом регулировании. И определенные договоренности на этот счет уже есть. В частности, на последнем, шестом, саммите БРИКС в Форталезе предприняты шаги по созданию нового банка развития БРИКС, создан пул валютных резервов".
Помимо всего прочего, БРИКС обладает огромным интеллектуальным потенциалом в области высоких технологий и машиностроения. По прогнозам экспертов, страны БРИКС, имеющие богатые природные ресурсы, мощную производственную базу и развитое сельское хозяйство, потеснят западные элиты с мирового экономического Олимпа.