Автор Тимур Блохин
В Андричграде, научно-культурном центре, построенном Эмиром Кустурицей в городе Вишеград (Республика Сербская) прошел первый фестиваль документальных фильмов "12 духовных скреп", организованный российским молодежным образовательным проектом "Сеть" при поддержке балканского режиссера и его команды.
Семья, щедрость, история, милосердие… 12 короткометражных лент, посвященных этим и другим, по мнению устроителей, ключевым точкам в системе российских координат. Стоит отойти от сцены, на которой награждали победителей, — и обеспечен вид на мост на Дрине, что, может быть, символично. Он построен на деньги Великого Визиря Османской империи, некогда простого серба, обращенного в ислам. Воспет в одноименной "нобелевской" книге великим югославским писателем Иво Андричем. В чьем свидетельстве о рождении, тем не менее, ясно прописано сербское происхождение. И в мультикультурную атмосферу фестиваля гармонично вписались и участник в майке с принтом с изображением Николая II, и приглашенный в качестве гостя интеллектуал — политический консультант Анатолий Вассерман — сторонник философии Маркса, но, тем не менее, убедительно рассуждающий о значении Пасхи для православного человека.
Таким вот получился фестиваль "12 духовных скреп": со звучащей славянской темой, но отсутствием работ украинцев и белорусов (они были, но просто не прошли конкурс); с фильмами про подвиг Путина, русский язык Пушкина, великую победу над фашизмом, о которой на экране не только со слезами вспоминают ветераны, но говорит и молодой немец.
По словам российского организатора фестиваля Анны Конько, "12 духовных скреп" — это лишь первый этап:
"Цель проекта "Сеть" — вывести на мировую медийную арену 10 человек, которые будут представлять новую Россию, наши ценности, и создавать наши правила. Сейчас же мы выбрали 12 достойнейших работ, авторы которых получили возможность и дальше снимать, обучаясь режиссерскому мастерству в школе кино Эмира Кустурицы".
Гость фестиваля, сербский режиссер-документалист Борис Малагурски, чей фильм "Тяжесть цепей" недавно показывал канал "Russia today", заинтересовался концептом "Победитель":
"Интересная тема, потому что славянские народы зачастую выставляют в роли проигравших. Многие из них в последние десятилетия натерпелись, лишились возможности защищать свои легитимные интересы. Время для славянских побед. Думаю, события в Крыму — первый шаг к обретению нами уверенности в себе. А с верой в свои силы возможно все".
В свою очередь, российский интеллектуал — Анатолий Вассерман — из "12 духовных скреп" выделил "щедрость":
"Мне доводилось слышать, что, мол, вам, русским, легко быть щедрыми — вы такие богатые, у вас такая большая страна, вам есть, что дарить. Так вот, на самом деле все наоборот — русские потому и обзавелись большой страной, чтобы быть щедрыми".
В основу фильма "Выбор режиссера" Евгения Кулика, победителя в номинации "Путин", легла малоизвестная в России история. После падения берлинской стены толпа радикалов собралась возле здания резидентуры КГБ. К готовым громить вышел офицер Путин, ему удалось убедить толпу разойтись, хотя никто не мог предсказать развитие событий, а в соседнем здании находилась его супруга с детьми. Вот что говорит сам Евгений Кулик об этой истории:
"До 2008 года я был аполитичен, затем решил, что пойду на выборы и проголосую. Но мне надо было для себя ответить на вопрос — за кого? Я стал искать в интернете истории про ведущих политиков. И эта произвела на меня огромное впечатление. Тогда для меня перестал существовать вопрос, доверять Путину или нет. При этом я считаю, что я просто рассказываю историю, никому ничего не навязывая".
Сербский документалист Никола Полич получил награду в категории "Народ" за фильм про жизнь сербов и албанцев в одном из косовских сел. Фильм — вне политики, он скорее об искалеченном детстве:
"Что меня особенно волнует — там растет новое поколение без детства. Ты спрашиваешь маленькую албанскую девочку, кого бы она хотела проинтервьюировать. Я бы в ее возрасте сказал — спортсмена или режиссера. А она говорит — Хашима Тачи (премьера Косово). Это красноречиво свидетельствует о том, в какой среде они живут. Когда ты думаешь не о своих играх, а осужден слушать про постоянно меняющуюся политическую жизнь края".
Андричград принял фестиваль "12 духовных скреп" как должно. В формате теплой балканской ночи, под визги играющих детей, с прильнувшими к большому экрану взрослыми — и, конечно, с национальной музыкой.