Автор Михаил Шейнкман
Противостояние Барака Обамы с Конгрессом США, похоже, вступает в решающую фазу. Продлится она, вероятно, до ноября, до выборов в этот орган. Однако все происходящее между ними уже называют политическим цирком. А гвоздь программы накануне анонсировал сам президент. Он объявил, что не прочь подсобить оппозиционным республиканцам по хозяйству, если они в свою очередь пойдут на сотрудничество с ним. "Всякий раз, когда Конгресс захочет работать со мной, я буду на месте. Более того, я сам к ним приду — помою им машину, выгуляю собаку", — любезно предложил свои услуги Обама под смех публики, выступая в Белом доме на подписании указа о повышении заработной платы в федеральном секторе.
И это его журналисты окрестили лентяем! Не хочет работать, говорят. Ему бы только в гольф играть да вечеринки устраивать. А он даже за своими противниками ухаживать готов. По крайней мере, на словах.
На деле — это была еще одна оплеуха по их самооценке. Ведь он опять подписал указ в обход законодателей. Причем, на этот раз с особым цинизмом. Поскольку сделал это уже после того, как Палата представителей, где заправляют республиканцы, именно за это разрешила себе судиться с ним. За день до ухода на каникулы она приняла резолюцию, которая может позволить подать иск против главы государства за превышение полномочий и нарушение Конституции. Президента в том и обвиняют, что он, часто сталкиваясь с сопротивлением оппонентов в Конгрессе, заменяет процесс согласования с ним своими указами.
И это не только нашумевшая история с реформой здравоохранения. Припоминают ему ужесточение экологических норм, изменение иммиграционной политики, обеспечение социальных гарантий. Из последнего — проведенный без разрешения законодателей обмен военнопленного сержанта Бергдала на боевиков "Талибана".
В таких случаях обычно говорят: нашла коса на камень. Но, в том-то и дело, что у них "коса" нашла возможность этот камень обойти. Да не один. Республиканцы бросают их в огород президента пачками. Обама в сердцах даже признал, что Палата представителей — это совсем не ума палата. "Перестаньте сходить с ума от злости", — поднял он на смех своих политических противников.
По его словам, конгресс вынуждает его быть самостоятельным, поскольку не выполняет свои непосредственные обязанности, саботируя нужные стране реформы. "Просто помогите немного. Давайте! Давайте сделаем что-то вместе", — призвал Обама оппонентов под бурные аплодисменты своих сторонников в Канзас-Сити. Без особой надежды на то, что к нему прислушаются. Потому что сам говорит: все это подготовка к предстоящим в ноябре выборам в Конгресс.
В принципе, они друг друга стоят. И Обаму признали самым слабым послевоенным президентом. И Конгресс из-за интриг и капризов одобряют всего 13%. И это не только упрек республиканцам. Сенат же контролируют демократы. Именно поэтому Обама может спать спокойно. Резолюция на судебный процесс над ним верхнюю палату не пройдет. По крайней мере, до ноября. А там выборы и, кто знает, может быть, после них у иска к президенту еще появится перспектива.
В США эту ситуацию уже называют "легким импичментом". Это, как легкое сотрясение. Можно перенести на ногах, но уже все идет кругом. Впрочем, Обама сам поставил себе диагноз. "Мне уже не надо больше избираться, так что я могу на все это наплевать", — ответил на происки своих противников. Что касается помощи им по хозяйству, то, наверное, республиканцам ради удовольствия видеть, как на них работает Обама, стоит сделать что-нибудь с президентом вместе. Тем более, быть может, мыть личные машины у него получится лучше, чем управлять государственной. Да и всех собак тогда на него можно будет навесить совершенно без суда и следствия.