Автор Александра Дибижева
Экс-президент Франции Николя Саркози – постоянный герой политических скандалов. Череда закулисных интриг тянется за ним уже больше трех лет. Финансирование его предвыборной кампании бывшим ливийским лидером Муаммаром Каддафи, тайные связи с совладелицей L’Oreal Лилиан Бетанкур, обвинения в коррупции и прослушке – вот основной перечень его громких дел. Последним “приключением” Саркози стал его арест. Бывшего главу государства продержали больше суток в полиции города Нантер. Интересно, что все эти беды приключаются с Николя именно в преддверии очередных президентских выборов. Кто-нибудь верит в совпадения?
“Черная” полоса началась в жизни месье Саркози в 2011 году. Тогда сын Каддафи Сейф аль-Ислам рассказал о том, что действующий на тот момент президент Франции получил от его семьи 50 млн евро на свою предвыборную кампанию. Дальше — больше. Стали всплывать подробности его отношений с мадам Бетанкур. Президента заподозрили в коррупции. В итоге сейчас на господине Саркози “висит” шесть дел. Все они так и не раскрыты, говорит руководитель Центра французских исследований Института Европы РАН Юрий Рубинский:
“До сих пор ни по одному делу решения суда не было. Формально в отношении Саркози действует презумпция невиновности. Материальные доказательства финансирования со стороны Каддафи нет. Что касается мадам Бетанкур, то здесь есть свидетельство её дворецкого о том, что он приходил. Но следов передачи денег – нет”.
Что характерно – новый виток скандалов, связанный с “торговлей влиянием” и коррупцией, всплыл аккурат перед началом выборов. Когда Саркози объявил о своем участии в президентской гонке 2017 года. Именно это событие станет определяющим для ведущих французских партий, говорит эксперт Юрий Рубинский:
“Сейчас основная борьба идёт вокруг перспективы 2017 года. Мы видим очень низкий рейтинг нынешнего президента-социалиста Олланда. Возникает вопрос – кто будет его противником? Успехи правого фронта Марин Ле Пен говорят о том, что борьба будет острой и не только между левыми и правыми, но и внутри правой оппозиции. Эти скандалы являются частью этой борьбы. В отношении Саркози я не берусь предсказывать. Собственно, он был у власти, и итоги его правления за пять лет будут сейчас обсуждаться в процессе поиска политической альтернативы нынешней власти. А то, что она сейчас себя дискредитирует — это факт”.
Франсуа Олланду есть о чем задуматься. Рейтинг его популярности — самый низкий среди французских президентов за последние 30 лет. В то время как рейтинг Саркози неуклонно растет. В такой ситуации политические интриги социалистов Олланда против Саркози и правых неизбежны, говорит эксперт Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Андрей Кудрявцев:
“Это выгодно тем людям, которые хотели бы ослабления правой оппозиции во Франции. В то время как нынешнее левое большинство не справляется с поставленными задачами, не в состоянии положить конец развивающемуся экономическому кризису, деградации материального состояния большинства населения”.
После предъявленных Саркози обвинений его шансы на победу значительно уменьшились, отмечают аналитики. Однако списывать бывшего лидера страны со счетов пока рано. Его попытка вернуться в большую политику вполне может закончиться успехом.