Автор Михаил Шейнкман
Все-таки не зря Польшу считают в иерархии ЕС лидером младоевропейцев. Скажем, Латвия отважилась лишь на то, чтобы испортить всего один трехдневный конкурс молодых исполнителей в Юрмале, закрыв въезд трем российским звездам эстрады. Варшава же одним махом перечеркнула целый год, а вместе с ним и выступления коллективов с мировым именем.
2015-ый вместе с Москвой она планировала как перекрестный год Польши в России и наоборот. Выставки, концерты, фестивали, гастроли, экспозиции. Ни одного слова о политике. Только положительные эмоции. Но именно их в Варшаве посчитали неуместными. А ведь и в Польше в подготовке были задействованы десятки культурных организаций. Это почти 90 проектов, в числе которых популяризация в России пьес поэта и драматурга Тадеуша Ружевича и фестиваль песен Анны Герман.
Официальная Варшава с радостью отменила бы и всю Россию сразу. Но пока — только совместный год культуры. “Встречи артистов и публики должны объединять, а не разделять. А в столь напряженной атмосфере нет условий для диалога”, — очевидным противоречием объяснили в польском правительстве беспрецедентное решение. Ведь, если встречи должны объединять, зачем же их отменять, если и так нет условий для диалога.
Собственно для того, чтобы их найти, и проводятся культурные обмены, которые еще называют народной дипломатией. “Проведение “перекрестных” Годов задумывалось как крупная совместная акция, способствующая сближению и улучшению взаимопонимания между народами, знаковое событие, позволяющее вывести отношения на качественно новый уровень. Если польские власти свой негативный выбор на этот счет сделали, то дальнейшие комментарии здесь, как говорится, излишни”, — к реакции российского МИДа ни добавить, ни прибавить. Нет же необходимости уточнять, что Польша пошла в отказ из-за Украины и падения Боинга.
Не стоит также даже пытаться понять, как именно могли поколебать ее антироссийскую уверенность гастроли, например, Большого театра или выставка Пушкинского музея. Поляки должны помнить только одно: все, что сделано в России – сделано против Украины. А значит, и против европейских ценностей. Высокое искусство в этот тренд ну никак не вписывается. К тому же, вдруг русские покажут “Лебединое озеро”. Балет, который с советских времен и в странах бывшего соцлагеря некоторые по-прежнему понимают как политический намек и нервно поеживаются.
В общем, от восторгов и оваций подальше, в Польше решили, что, если “культура вне политики”, то и политика без культуры. А перекрестным может быть только огонь. Если без него никак не освободить юго-восток Украины от пророссийских ополченцев.
И это вполне естественно для государства, внешними делами которого заведует такой персонаж, как Сикорский. Как пояснили в Варшаве, именно глава МИД стал инициатором демарша. А кому бы еще, если вспомнить, как выразительно прозвучала “культура” самого Сикорского в оценке отношений с США во время его телефонного общения с польским министром финансов. Многие в стране тогда покраснели, узнав, что, по мнению Сикорского, ртом польские власти совсем не только разговаривают, дышат или едят. Но и поддерживают близость с Вашингтоном. Согласно формулировке дипломата, как “последние фраера”.
И эти люди теперь запрещают стране наслаждаться высоким искусством. Кстати, эксперты ту разговорчивость Сикорского тоже называют в числе причин отмены перекрестного года с Россией. Должен же он был как-то доказать США, что и дальше готов делать то, от чего они непременно получат удовольствие. И, наверное, не случайно о бескультурном демарше Варшава объявила в тот самый день, когда ЕС еще только определялся с новым пакетом санкций против Москвы. И при этом в Польше тоже знают, что политика – это искусство возможного. Но из всех искусств наиважнейшими здесь признают лишь искусственные барьеры. Поэтому, отказывая Польше в России, свою собственную страну оставляют и без года, и без культуры.