Автор Михаил Шейнкман
В Молдавии теперь в буквальном смысле яблоку от яблони упасть негде. Не то что далеко укатиться. Россия решила помочь соседней республике встретить европейское будущее полными кладовыми. Чтобы страна уже сейчас начинала привыкать к тому, что ее все равно ждет, и к тому, кто ее не ждет. Кишинев обещает официальное открытие зоны свободной торговли с ЕС только в сентябре. Но благодаря Москве, Молдавия еще до осени может начинать цыплят считать. А вместе с ними фрукты, ягоды, овощи, консервы, декалитры. В общем, все, чем богата. Отныне этого гастрономического счастья у нее с избытком. Девать некуда.
Вначале Роспотребнадзор решил оставить Молдове все ее вино. С сегодняшнего дня уже и закуску. Продукцию сельского хозяйства она тоже может припасать для торговли с Евросоюзом. А то, с чем бы они пошли на европейский рынок, если на 90% агропром разгружается в России.
Республика экспортирует в страны Таможенного союза плодоовощной продукции и алкоголя почти в пять раз больше, чем в ЕС. Хотя об этом, наверное, теперь в прошедшем времени. Поскольку Москва отказалась в пользу Евросоюза. Она-то и без Молдавии с голоду не умрет, а Кишиневу надо показать свою страну Западу съедобной.
е плоды, по оценкам Россельхознадзора, правда, заражены восточной плодожоркой. Но ведь и правящий молдавский альянс тоже не без червоточинки, разве что, в политическом смысле, он поражен плодожоркой не восточной, а прозападной. Именно поэтому он Брюсселю пришелся по вкусу.
Однако с продовольствием будет совсем другая история. Ягоды-компоты для ЕС — это десерт. Ни к чему, когда на столе основное блюдо — новая территория. Она хорошо идет и без фруктов с вином. Причем, ее совсем не обязательно съедать полностью. Достаточно надкусить, чтобы другому не досталась.
Москва и не в претензиях. Об этом предупреждала еще до 28 ноября, когда Молдавия на саммите Евросоюза в Вильнюсе лишь парафировала соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли. Когда ее премьер 27 июня в Брюсселе этот документ подписал, в России призвали Кишинев готовиться к ответным действиям. Когда парламент Молдавии контракт с Евросоюзом ратифицировал, вариантов уже не осталось.
На прошлой неделе правительство России анонсировало проект возможных защитных мер в торговых отношениях с Молдавией. Поэтому для Кишинева они не должны были стать откровением. Собственно, умей он считать, понял бы, к чему готовиться еще в тот момент, когда решил посвятить Западу всего себя без остатка. Но остаток, наверное, будет. И Молдавия, видимо, еще "наестся" этого евросчастья, когда окончательно поймет, что его плоды — это яблоки раздора.
Из Кишинева политолог Виталий Андриевский.
— Россия заблаговременно предупреждала Кишинев о том, что соглашение с ЕС может иметь для него торговые и экономические последствия. Насколько Кишинев внял этим предостережениям? Подготовился ли к ним?
— В принципе, Молдова ожидала, что будут какие-то санкции со стороны России. Но ожидали, что это будет повышение пошлин на 8-10%. Молдова не ожидала полного запрета по вину, овощной продукции. И это очень сильно ударило по Молдове.
— Какими последствиями это чревато, если рассматривать эту ситуацию в перспективе?
— Если добавить алкогольную продукцию, это примерно 3% ВВП. Это очень сильный удар по экономике Молдовы. Хотя, надо признать, что высшее руководство Молдовы в эти дни абсолютно не делает никаких антироссийских заявлений. Более того, депутат парламента, председатель комиссии по финансам и экономике, заявил, что даже если мы уйдем в ЕС, то мы будем страной, которая в ЕС имеет самые лучшие отношения с Россией.
— Что должны предпринять в Кишиневе, чтобы вернуть статус-кво?
— Решить эту проблему очень просто. Надо встречаться на высшем уровне и вести разговоры. Хочу обратить внимание на то, что, несмотря на то, что в обществе зреет как бы недовольство, но не ведутся разговоры о выходе из СНГ, о выходе из договора о стратегическом партнерстве, о вступлении в НАТО и так далее. То есть, Молдова до последнего надеется, что с Россией удастся договориться.
Добавим, что с 21 июля Роспотребнадзор приостанавливает еще и ввоз молдавских овощных консервов. По данным ведомства, это вызвано несоответствием чистой массы тем граммам, что заявлены на этикетке. Все, как в политике. Это только кажется, что в отношениях с Россией официальный Кишинев слишком много на себя берет. Но достаточно вскрыть его нетто, чтобы понять, что и он — брутто.
Тем не менее, до осени Молдавия живет в предвкушении европейского счастья. Пока, ведь, не завяли помидоры.