Автор Михаил Шейнкман
Грузия отныне тоже уверена, что ассоциируется исключительно с Евросоюзом. Местный парламент в пятницу в Кутаиси ратифицировал соглашение с ЕС. Делал это без президента, но под присмотром еврокомиссара по расширению. К новой для себя субординации здесь привыкают сразу и безоговорочно. Главу государства на историческое событие даже не пригласили. Его ведь и в Брюсселе не было. 27 июня контракт там подписывал премьер Гарибашвили. И хотя в этой республике уже все привыкли к тому, что статус президента имеет декоративное значение, тем не менее, о процессе евроинтеграции теперь официально можно сказать, что он оформляется без "царя в голове". Несолидно для суверенитета, но честно для страны, которая с ним прощается.
Маргвелашвили, конечно, поставит под договором свой автограф — так велит конституционная процедура. Но в том-то и дело, что он подмахнул бы даже пустой лист, если в его "шапке" значатся волшебные слова "Соглашение с Евросоюзом". Причем, в Грузии он не единственный, кто настолько доверяет Западу. Собственно, в том-то и заключается секрет успеха. Благодарная аудитория, которая в предвкушении чуда и не подозревает, что весь номер — это всего лишь ловкость рук и никакого мошенничества. Берешь чистую бумагу, произносишь магическое заклинание, делаешь пару несложных движений, и это уже купюра. Хотя, по сути, все та же бумага. Главное, чтобы публика этот фокус не разгадала. Пока она под впечатлением от разговоров о неминуемом безвизовом пространстве, отмене торговых пошлин и прочей свободы в торговле и отношениях. Чиновники обещают, что настоящая жизнь начнется уже в сентябре, когда соглашение с ЕС заработает на 80% от своего потенциала.
С ратификацией, между тем, Грузия не стала торопиться, подобно Молдавии. Кишинев сделал это через неделю после подписания в Брюсселе. Тбилиси, быть может, и посоперничал бы с ним, если бы внутренние причины не заставили несколько обуздать рвение. Первые в истории страны открытые местные выборы совершенно неожиданно для правящей коалиции растянулись на долгих два тура. И хотя в вопросе евроинтеграции у нее с оппозицией нет расхождений, иди — знай, что могли выкинуть "саакашисты" в пылу предвыборных страстей. Поэтому решили историческим днем в парламенте считать первую пятницу после повторного голосования. Это должно было выглядеть тем более символично, что все муниципалитеты, пусть, и со скрипом, но взяла "Грузинская мечта". Другое дело, что с беспрекословным подчинением Грузии соглашению с ЕС каждый ее мэр и глава района теперь тоже чуточку президент. От них тоже, по большому счету, ничего не зависит.
Из Тбилиси лидер партии "Свободная Грузия" Каха Кукава.
— Что сулит Грузии соглашение с ЕС, и когда страна все это попробует, испытает на себе?
— Как объяснили населению Грузии, уже в сентябре вступает в силу договор по ассоциации. Что касается главных ожиданий, которые есть у нашего населения и общества, они, в первую очередь, политические, а не экономические. И для нынешнего политического руководства Грузии это шаг вперед к евроинтеграции. Что касается экономического эффекта от этого договора, если честно, об этом в Грузии знают очень мало. Мы сами понимаем, что Грузия мало, что производит такого, что могло бы быть привлекательным для европейского рынка.
— Тем не менее, власти подают это соглашение как историческое событие, как новую веху. Реально для страны что может измениться?
— В Грузии есть такая традиция, и в период Саакашвили, и сейчас каждый новый документ публикуется как историческое достижение. Конечно, договор по ассоциации — это реальный шаг вперед. Однако для того, чтобы обыкновенные граждане Грузии почувствовали от этого какую-нибудь пользу, еще надо много работать. Я не думаю, что от этого соглашения населения Грузии будет чувствовать какие-то практические результаты.
У Грузии уже была возможность убедиться в европейском торговом гостеприимстве. Когда страна варилась в собственном вине, ее знаменитые бренды, несмотря на протекционизм ЕС, дальше грузинских посольств так и не вышли. И не верни Россия грузинским производителям свой рынок, трудно сказать, сколько бы их еще осталось.
Впрочем, сейчас местные элиты пьянят не градусы, а перспектива. Соглашение с Евросоюзом предусматривает доступ на европейский рынок. И неважно, что доступ — не значит завоевание. Скажем, карликовые государства тоже допускаются к отборочным матчам Чемпионата мира или Европы по футболу. Но только для того, чтобы на них зарабатывали очки. Грузия, кстати, знает, как это бывает обидно. С зоной свободной торговли ЕС тот же принцип. Она любит не Грузию в себе, а себя в Грузии. И с этим местному населению придется смириться. К тому времени, правда, оно уже разгадает фокус. Бумага остается бумагой. А доллар — долларом. Только там же, где и был — в кармане иллюзиониста.