Самолет, который направлялся из Нидерландов в Малайзию, 17 июля потерпел крушение в районе города Шахтерск Донецкой области, где проводится активная фаза силовой операции. На борту находились 298 человек.
В руководстве Донецкой народной республики не исключили, что Боинг мог быть сбит украинскими военными. В Киеве, в свою очередь, еще до начала расследования возложили ответственность за трагедию на ополченцев. Так, в МВД Украины заявили, что самолет, скорее всего, был сбит из зенитно-ракетного комплекса.
Однако, как считает эксперт в области авиации Николай Якубович, допускать такое предположение не позволяют технические характеристики самолета. Все дело — в сбоях систем или человеческом факторе:
"Это один из самых популярных самолетов на авиалиниях мира. Высоты его полета находятся в пределах 9-12 км. Для тех средств ПВО, которые находятся в Донецке, он недосягаем. Здесь, скорее всего, будет техническая неисправность. Проблема только в технике. Или же, как сейчас принято говорить — это человеческий фактор".
Вместе с тем, главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко допускает, что самолёт мог быть сбит с земли, но подчёркивает, что для этого должна была быть использована довольно серьёзная военная техника:
"На таких высотах уничтожить пассажирский самолет можно только огнем зенитно-ракетного комплекса. Украинские силы противовоздушной обороны имеют штатное вооружение — зенитно-ракетные комплексы "Бук". Кстати, сегодня в восточной Украине украинская ПВО была приведена в повышенную боевую готовность в связи с, как они говорили, ожидаемыми нарушениями воздушных границ Украины со стороны ВВС России. Очевидно, что экипажи украинских зенитно-ракетных комплексов проверяли боевое функционирование своих систем, включались различные режимы и, очевидно, в силу либо низкой квалификации, либо случайно, был произведен захват, пуск и уничтожение малазийского Боинга 777 силами украинских сил противовоздушной обороны".
Эксперт также подчёркивает, что в нынешних обстоятельствах сложно ожидать объективного расследования этого трагического происшествия:
"Поскольку катастрофа произошла на территории Украины, расследовать ее будут украинские власти. Естественно, будут подтасовки. Я думаю, что международных авиационных экспертов Украина не допустит, ссылаясь на то, что катастрофа произошла в ее воздушном пространстве, расследовать будут именно украинские власти. Поэтому рассчитывать на какие-то изменения в отношении к Украине не приходится. Сейчас будет массированная ложь, перевод стрелок. Признаться в том, что Украина уничтожила своими собственными ПВО гражданский самолет — это подписать приговор режиму Порошенко. На это, естественно, Киев не пойдет. То, что сегодня надо сделать — это взять под контроль всю группировку сил и средств ПВО Украины, изъять материалы объективного контроля, осуществить следствие с допросом военнослужащих, которые проверяли и включали зенитно-ракетные комплексы "Бук" в рядах украинской армии. Но надо понимать, что Украина заблокирует любые действия подобного плана".
Николай Якубович, в свою очередь, считает, что с технической стороны расследование крушения не представляет сложностей, и первые выводы, если представится такая возможность, можно будет сделать уже в ближайшие дни:
"Я думаю, тут проблем особых не будет, за исключением того, что надо найти так называемые "черные ящики". Если мы системы контроля параметров полета найдем, они будут целы, значит, вопросов не должно быть. В пределах недели первые выводы можно будет сделать. Но говорить о том, что тут виновата донецкая ПВО, это совершенно необъективно, это уже чистая политика, которая направлена на эскалацию тех событий, которые происходят на Украине",
Премьер-министр Донецкой народной республики Александр Бородай возложил вину за трагический инцидент на украинских силовиков. По его словам, ополченцы просто не имеют средств ПВО, которые могли бы сбить этот самолёт.
Моментальная реакция Киева на авиакатастрофу и обвинения в адрес противоборствующей стороны кажется как минимум странной политологу Леониду Полякову.
"Та скорость, с которой среагировал Порошенко, настораживает. По известной нашей поговорке "на воре и шапка горит", когда человек заявляет категорически, что это не мы, этого быть на могло, и что это ополченцы, у которых, как известно, нет такого рода вооружений, которые позволяли бы сбивать объекты на высоте 10 тысяч 600 метров. Значит, недвусмысленный намек на то, что российская сторона здесь участвовала. Все это выдает стремление немедленно откреститься. Правда, я слышал, что пресс-секретарь Порошенко разместил в Твиттере информацию о том, что якобы украинские власти сначала все это списывали на некий теракт. Якобы, возможность такая, что это либо бомба была заложена, либо террористы захватили самолет и так далее. Подозрения все-таки очень серьезные именно на украинскую сторону. Если мы вспомним, как около десяти лет назад был сбит украинскими военными в ходе учений в Крыму российский гражданский самолет. Поэтому, я бы сказал, круг подозреваемых сужается".
Самолёт Малазийских авиалиний пропал с радаров над территорией Украины за 10 минут до выхода в воздушное пространство России. Сообщается, что после удара авиалайнер разбился на несколько частей, обломки были разбросаны на расстоянии в радиусе километра.