Автор Мария Балябина
В декабре 1989 года Румыния, вместо того, чтобы готовиться к новогодним праздникам, бушевала. Экономические трудности и недовольство социальной политикой вылились в страшные формы: за дни революции погибли больше тысячи человек, а свергнутого лидера страны и его жену казнили. Пойдя по пути французской революции, новое правительство попыталось перевести политическую жизнь страны на французскую модель. Однако ожидания революционеров не оправдались даже спустя десятилетия.
Сократить внешний долг удалось. Но очень дорогой ценой. К 1989 году социальная напряжённость достигла своего пика. Тогда нашёлся и подходящий повод: осудили антикоммуниста — пастора Ласло Тёкеша. И протест вспыхнул, как спичка. Правительственные войска попытались силой успокоить недовольных, но только подлили масла в огонь. Дальше события развивались стремительно. 21 декабря начался масштабный митинг в Бухаресте. На следующий день чета Чаушеску попыталась бежать из города. 25 декабря им вынесли смертный приговор и тут же привели его в исполнение. Правда, он мог бы избежать такой судьбы, считает эксперт Института русского зарубежья Виталий Журавлёв:
Правда, не всё так однозначно. Свергая режим, революционеры, как правило, хотят упрочить свой успех, разрушив всё, что напоминает о прошлом. Ярчайшие примеры тому — казнь Людовика XVI и самосуд над Муаммаром Каддафи. Чаушеску оппозиция не стала бы оставлять в живых в любом случае, уверен эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер:
"Чаушеску был слишком сильным лидером, пришедшие к власти люди испугались оставлять его в живых. Думали, что если он будет жив, он опять найдёт поддержку, это может спровоцировать серьёзные внутренние столкновения. Так ведь и было, когда в Бухаресте начались столкновения за телебашню, когда многие из окружения предыдущего режима пытались вновь установить контроль над городом. Новые власти пытались перестраховаться и ликвидировать причину таких столкновений в зародыше".
Спустя несколько месяцев после окончания кровавых событий в Румынии выбрали нового президента, создали двухпалатный парламент, приняли конституцию. В 2004 году страна вошла в состав НАТО, а спустя ещё три года — в Евросоюз. Но положение, вопреки ожиданиям народа, от этого не улучшилось. Сейчас по экономическим показателям Румынию обгоняет даже Болгария, которая уж точно не входит в число развитых экономик. Впрочем, разочарование — это неизбежное следствие любой революции, говорит Виталий Журавлёв:
Румыния — это единственная страна Восточной Европы, в которой социализм закончился убийством бывшего лидера. Погибли еще и сотни протестовавших против режима Чаушеску. Но новые власти так и не смогли по уму распорядиться своей победой. Поэтому сейчас Румыния — это ещё и единственная страна постсоветского пространства, которая за последние 24 года практически не улучшила своего положения. Невольно возникает вопрос: стоило ли стремление к призрачным идеалам стольких жизней?