Автор Михаил Шейнкман
Команда, без которой ей не жить. Трудно представить, что еще могло так утешить и порадовать Ангелу Меркель за несколько дней до 60-летия. Тем более, когда канун грандиозного юбилея уже можно считать изрядно испорченным. Но триумф национальной сборной… Пред ним и суд, и правда, все молчи. Это потом. А накануне вечером, на "Маракане" канцлер Германии — само торжество. Будто не ждет ее дома продолжение неприятной истории с США и нервное выяснение отношений и с бундестагом, и с добропорядочными бюргерами.
По крайней мере, до финала Чемпионата мира по футболу немцы обсуждали совсем другую "игру" и совсем другую "команду". Как сообщили местные издания, американские спецслужбы используют в качестве информаторов не одного-двух, а более десятка бундесчиновников в различных министерствах. Причем, многие из них сотрудничают с разведкой США много лет.
Шпионский скандал между стратегическими партнерами разрастается и начинает принимать уже просто неприличные размеры. Причем, к ужасу Ангелы Меркель, указывают они теперь даже не столько на непорядочность и пренебрежение Вашингтона к стране, которая ему доверяет, но и на отношение к ней самих немцев. Когда вся система пронизана предательством, вопросы возникают уже к системе. Но Берлин высылает главного резидента американского посольства и официально сводит к минимуму все сотрудничество с США в разведке. По их "гамбургскому счету" это — максимум, что он может сделать по дипломатической линии. В остальном Ангела Меркель публично вынуждена признать, что США неисправимы, и ей едва ли удастся убедить их отказаться от унизительных методов.
Откровенно, но поздновато. Такие выводы напрашивались еще после истории с прослушкой телефона фрау канцлер. Обама год назад, хоть и пообещал ей впредь не делать этого, но отказался дать гарантии другим вип-персонам Германии. Меркель, судя по всему, и тогда вполне смирилась и сейчас собирается с этим жить дальше. Несмотря на вдруг возникшие слухи об ее досрочной отставке. Канцлер их, как всегда, опровергла, пообещав добросовестно доработать до 2017 года.
Но этот дым уже многие считают не без огня. Стратегическую дальновидность спецслужб США, наверное, не стоит преувеличивать. Однако не исключено, что и ради появления таких сплетен они сами могли спровоцировать волну разоблачений в Германии. Чтобы бросить тень на Меркель. Ведь, несмотря на стратегическое партнерство, она все-таки могла утомить Штаты вечной необходимостью ее уговаривать. Поэтому они и слушали женщину, чтобы делать наоборот. Хотя, скорее, не поэтому. Это просто у них привычка такая работать грубо и бесцеремонно даже с теми, кого они вроде бы как приручили.
Между тем, шпионский скандал в Германии уже и буквально перешел все границы. Начались проверки посольств США в Праге и Варшаве. Без пяти минут глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер теперь рассуждает об утрате доверия в трансатлантических отношениях. "Необходимо объяснить нашим американским друзьям, что друзья прислушиваются друг к другу, а не подслушивают", — заявил он. Наивный. Ему, видимо, еще ко многому надо будет привыкнуть. Германия, например, поняла, что "друг" познается в БНД (так на немецком звучит аббревиатура внешней разведки, в которой был обнаружен первый американский "крот"). И для нее уже неважно точное количество разоблаченных "двойных агентов". Это все равно, что испытать на себе чувства пентакампионов, у себя дома попавших под каток самих немцев.
Шпионские издевательства США — тоже, как "1:7". И это тоже — еще не финал. Но уже позорно и разгромно. И "гол престижа" в виде высылки из страны лишь усиливает досаду. И счет не имеет значения, когда уничтожается привычное восприятие вещей, порядков, традиций. Ведь и Бразилия так еще никогда не проигрывала. И Германию так еще не унижали. Впрочем, к ее футболу это не имеет никакого отношения. И, видимо, когда Ангела Меркель ко дню рождения сама себе желает "делать то, что доставляет ей удовольствие", она, прежде всего, имеет в виду переживания за бундесманшафт. По крайней мере, первое за 24 года золото Чемпионата мира — это, наверное, лучшее, что могло произойти за время ее правления. И это уже произошло.