Автор Роман Петров
Американские общество и политический истеблишмент до сих пор переживают последствия информационного землетрясения, которое год назад спровоцировал Эдвард Сноуден. 30-летний программист, бывший сотрудник ЦРУ и АНБ открыл ящик Пандоры: никогда еще в американской истории на свет не выносилось столько грязного белья спецслужб. Но главное — никогда еще “человек системы” не рассказывал миру о столь масштабной слежке, перехвате электронных данных и вторжении в жизнь простых граждан, политиков и целых стран.
Еще год назад казалось, что скандал потрясет основы американского мироздания. Но спустя 12 месяцев — ни одной отставки, ни одного уголовного дела. Даже судебные процессы приводили к противоположным вердиктам: одни федеральные судьи говорили, что программы слежки за американцами соответствуют Конституции, другие – что они ее нарушают. И все-таки считать, что Сноуден зря поставил на кон свое будущее нельзя, говорит журналист и пресс-секретарь интернет-сайта WikiLeaks Кристинн Храфнсон:
“Эдвард Сноуден может не опасаться, что разоблачения прошли бесследно. Все изменилось за этот год, и перемены продолжатся. Сначала WikiLeaks запустил волну утечек, потом появился Сноуден. А теперь посмотрите, как меняется мир, появляются все новые разоблачители, которые публикуют все новые материалы о злоупотреблениях. Так что, ситуация меняется, но на это нужно время. Но в первую очередь необходимо объяснить обществу реальную ситуацию, насколько далеко зашли спецслужбы. И тут главную роль должны играть СМИ”.
Американские СМИ активно публикуют и перепечатывают очередные разоблачения от Сноудена. Но и тут обозначился раскол. Многие проправительственные СМИ уверены, что беглый компьютерщик – все-таки не герой, а предатель. Сноуден раскрыл всему миру оперативные методы американских спецслужб. А это означает, что американцы лишились одного из преимуществ в необъявленной, но де-факто давно идущей кибер-войне – со всеми ее хакерскими атаками, перехватом данных, внедрением вирусов и “жучков” в оборудование. Мнение бывшего сотрудника Министерства внутренней безопасности США, юриста Стюарта Бейкера:
“Всегда сложно сказать, насколько негативным может быть влияние той или иной утечки на наши разведывательные возможности и источники. Это зависит от того, какого рода информация была обнародована и кто стоит за утечкой. Но в этой ситуации можно определенно сказать, что затронуты наши возможности слежки, например, за боевиками движения “Талибан”. Неужели вы думаете, что они, прочитав об этих разоблачениях, не изменят методы связи между собой. И уж точно это нанесло ущерб нашим отношениям со странами, которые помогают в разведывательной работе, и с компаниями-подрядчиками. И нам понадобится время, чтобы с помощью дипломатических усилий восстановить эти отношения”.
По мнению многих политологов, главные последствия скандала со Сноуденом – имиджевые. Ну, кто теперь будет серьезно воспринимать упреки от США в киберразведке, слежке за гражданами, промышленном шпионаже? На подобные выпады любой, даже самый авторитарный режим, ответит – “на себя посмотрите”. В результате, образ США как мирового лидера в значительной степени нивелируется, говорит эксперт аналитического центра Брукингского института Брюс Джонс:
“Разоблачения Сноудена, конечно, не главная, но одна из основных причин ослабления позиций США на мировой арене. И произошло это в момент стремительного изменения мировой политики, формирования новых альянсов и союзов. Действия Сноудена заставили многих в мире пересмотреть взгляды на роль США. Во-первых, США воспринимались как гарант безопасности своих союзников. И этот образ теперь разрушен. Во-вторых, США обеспечивали и обеспечивают финансовый порядок и функционирование торговой системы. И тут тоже возникли вопросы, а может ли Америка быть гарантом стабильности? И, наконец, образ Америки, как страны с гражданскими свободами. Сноуден нанес удар и по этой позиции”.
Спустя год после скандала единства мнений среди американцев о личности Сноудена нет. Согласно опросам, жители США разделились примерно 50 на 50 — половина считает Сноудена героем, половина — предателем. Противники компьютерщика говорят, что он нанес ущерб не только имиджу, но и позициям Америки на мировой арене. Сторонники в ответ сравнивают беглеца с самыми известными правозащитниками. Юридический советник Эдварда Сноудена Бен Уизнер проводит аналогии с Дениэлом Эллсбергом, который в 1971 году передал в СМИ документы Пентагона о вьетнамской войне:
“Я абсолютно убежден, что если не сейчас, то спустя какое-то время история будет рассматривать Эдварда Сноудена, как более важного и влиятельного разоблачителя Даниэля Эллсберга. И, по моему мнению, уголовное наказание это не то, чего заслуживает человек, который смог запустить столь серьезные общественные дискуссии”.
Общественные дискуссии — это пока главный результат скандала, спровоцированного Сноуденом. Говорить о прекращении массовой слежки пока не приходится — судебные ордеры никто не отменял. Да и технические возможности у спецслужб для вторжения в личную жизнь граждан по-прежнему остались. ЦРУ, АНБ и другие агентства отступили в тень и явно выжидают — куда подует ветер. Но один из соавторов всей этой истории — юрист и журналист Гленн Гринвальд – уверен: сам факт того, что теперь по всему миру правозащитники с одной стороны и власти с другой спорят о границах возможного — уже достижение:
“Я уверен, что дебаты, которые начались год назад и продолжаются до сих пор не только в США, но и по всему миру о границах слежки и частной жизни, о секретных действиях правительства — вот это и есть главный результат. И я очень рад, что это произошло”.
Внимание к истории вокруг Сноудена и американских спецслужб в последнее время заметно снизилось. Последняя волна интереса публики возникла в начале июня — в годовщину скандала. Но Гленн Гринвальд, которому беглый компьютерщик передал жесткий диск с тысячами документов, обещает новые скандальные разоблачения. На этот раз они будут касаться конкретного списка людей, за которыми следили электронные разведчики США. Кроме того, известно, что представители Сноудена ведут переговоры с властями о возможной сделке, чтобы Сноуден мог вернуться домой. Но детали переговоров пока не разглашаются. Так что точку в этом скандале пока ставить рано.