Автор Карина Ивашко
Да, Штирлиц был рожден фантазией Юлиана Семенова. А благодаря 12-серийному фильму “Семнадцать мгновений весны” обрел бессмертие. Но вот прямого прототипа, как многим хочется верить, у него не было. Рассказывает полковник внешней разведки, кандидат исторических наук, писатель Михаил Любимов:
“Жизнь иногда превосходит вымысел, а иногда вымысел – жизнь. Что касается Юлиана Семенова, он был блестящим фантазером. Но он использовал архивы, конечно. Хотя Штирлица у нас, к сожалению, не было, но были агенты даже большего калибра, чем описанный Семеновым Штирлиц. Была великолепная “Красная капелла”, немцы, но не в гестапо. Были у нас и американцы – крупные агенты. Англичане — знаменитая кэмбриджская пятерка. Они занимали посты в английской разведке, а английская разведка, как известно, перехватывала немецкие коды, шифровки между различными ведомствами Германии. То есть, благодаря этому, мы были в курсе того, что происходило в Германии во время войны”.
Собирательный образ Штирлица, убежден разведчик, шедевр Юлиана Семенова. Историк 3-го рейха, доцент МГУ Татьяна Тимофеева с этим согласна, но предполагает, что отдаленный прототип у Штирлица, возможно, все-таки был:
“Очень трудно на десятилетие внедрить своего человека, тем более русского в Германию, немца – в Россию, и иметь от него большую отдачу. Но всегда существуют люди, которые согласны сотрудничать — за деньги или по идейным соображениям. Возможно, прототипы Исаевы были среди немцев. В частности, Вилли Леман. В РСХА он курировал в довоенное время государственную тайну на военных предприятиях. И посылал нам данные о вооружении. Уже в военное время в 1942 году к нему был послан связник, которого гестапо обнаружило, и он его сдал. После этого в РСХА решили не выносить сор из избы, и Вилли Леман исчез бесследно”.
В реальности истории разведчиков редко кончаются “хеппи эндом”. А уж в сталинскую эпоху все вообще было очень драматично, говорит Михаил Любимов:
“Финалы обычно трагические, а не такие хорошие, как у Штирлица, потому что все хорошо знают, что наша разведка в 1937-38 годах была процентов на 90 вырублена Сталиным. Он разведку не любил – был практичным и очень подозрительным. Поэтому разведка была уничтожена накануне войны. А взять отдельные судьбы – они тоже печальные. Рихард Зорге, которого Сталин не захотел менять, и его казнили. Или Николай Кузнецов, которого убили бандеровцы – он попал в засаду. А сколько крупных разведчиков сидело! Тот же Судоплатов – руководитель партизанского движения во время войны. Так что судьбы у разведчиков совсем не веселые”.
Но вернемся к литературному персонажу. Собеседники “Голоса России” уверены, что Штирлиц никак не “протеже” Комитета госбезопасности. Семенов был слишком весомой фигурой, чтобы писать на заказ. Но, возможно, КГБ, заинтересованный в положительной рекламе своей деятельности, допустил его до своих документов, ведь роман во многом основан на реальных событиях, что добавило ему достоверности. Впрочем, еще хорошо, что Штирлица не запретили, подчеркивает Михаил Любимов. Ведь Юлиан Семенов сталкивался с тем, что выдуманные им сюжеты вдруг объявляли “совершенно секретными”. Если же говорить о кино, то революционным был сам ракурс: впервые советскую разведку показали столь прицельно и близко. В этом, безусловно, заслуга режиссера и всей творческой группы фильма “Семнадцать мгновений весны”, убеждена Татьяна Тимофеева:
“Я безгранично уважаю Татьяну Лиознову, которая не только собрала талантливейший коллектив актеров… Ей удалось показать наших противников как интеллектуалов. Она показала жизнь немцев при нацистах, которые, к сожалению, не ходили на демонстрации против Гитлера. Это было интересно. Фильм очень человечный. Опять же у фильма оптимистический конец — преддверие победы. В этом во всем залог успеха”.
Не говоря уже о блистательной игре Вячеслава Тихонова – Штирлица на все времена: мудрого и чуткого советского разведчика.