Автор Олег Обухов
Рынки Латинской Америки, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока растут большими темпами. И сейчас России важно не упустить момента и занять в регионах прочные позиции.
Северная Африка… В этом регионе практически во всех странах чем-нибудь, да осложнена ситуация, говорит заведующий сектором энергетических рынков Института энергетики и финансов Николай Иванов:
“Ситуации, в которых надо разбираться в каждом конкретном случае. Они разняться, буквально, по соседству. Например, Египет, который был заметным экспортером СПГ, даже в Америку, сейчас строит терминал по приему СПГ. У них для развития собственной экономики не хватает энергоресурсов. Сейчас для них экспортировать — вообще избыточная роскошь. Такие качели. Очень быстро меняется ситуация. Компании, которые чувствовали себя благоприятно в той же Ливии, сейчас испытывают не лучшие времена. В том же Ираке, например. Латинская Америка — вообще другой мир”.
Тем не менее, именно в Латинской Америке удалось найти общий язык с потенциальными партнерами “Роснефти”. Компания заключила соглашения по добыче сырья, поставкам нефтепродуктов, покупке судов и оборудования. Роснефть заключила крупные контракты с венесуэльскими компаниями по реализации проектов по добыче углеводородов. Это один из примеров укрепления сотрудничества не только с Европой и Азией, но и со странами региона. Перспективность партнерских отношений наглядно показывают цифры. По данным, которые приводятся в сообщении “Роснефти”, Боливия по запасам природного газа занимает третье место в Латинской Америке, после Венесуэлы и Тринидада и Тобаго. Страна выступает основным поставщиком природного газа в Бразилию и Аргентину. Боливия располагает сотней месторождений газа и конденсата. Доказанные запасы голубого топлива в стране, по оценке BP Statistic review, составляют почти 320 миллиардов кубометров.
В свою очередь, Газпром подписал сорокалетний контракт на разработку боливийских месторождений с запасами до трехсот миллиардов кубометров. И это — помимо венесуэльских соглашений. Так же у газового холдинга есть соглашения на поставку сжиженного природного газа в Аргентину. Изучается возможность участия в новых проектах в Венесуэле и Перу.
В целом же, отмечает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник, сейчас для российских компаний такие регионы, как Латинская Америка, Северная Африка, Ближний и Средний Восток, пока в большей степени — планы на будущее:
“Это все приложение к генеральному вектору развития, такому как “восточный”. Имеются в виду поставки газа и нефти в Китай, их перспективы. Нефть Россия уже поставляет. Кооперация растет. А на счет газа… Как известно недавний долгосрочный контракт с CNPC тоже позволяет говорить о том, что Россия будет, согласно долгосрочной стратегии, идти по пути диверсификации и достижения паритета в продажах газа на Востоке и в Европе в соотношении 50/50. В Газпроме считают, что этот уровень можно достичь уже в ближайшие 7-8 лет”.
Говоря о перспективах сотрудничества в энергетической сфере России со странами Ближнего и Среднего Востока, эксперты с прогнозами не торопятся. Слишком непредсказуемая ситуация там складывается для ведения бизнеса. Так, например, у ЛУКОЙЛа могут возникнуть небольшие сложности в связи с развитием ситуации в Ираке. Тем не менее, это российскую компанию не останавливает. В марте ЛУКОЙЛ начал добычу на своем крупнейшем международном проекте – “Западная Курна-2” в Ираке. Реализовать его у компании получилось со второго раза – прошлый контракт был аннулирован из-за международных санкций против страны.
Сейчас ЛУКОЙЛ разрабатывает четвертое по размеру месторождение в мире в качестве оператора. Добыча на нем составляет 120 тысяч баррелей нефти в сутки. А в течение нескольких лет она может увеличиться в десять раз. При этом в ближайшее время ЛУКОЙЛ может начать еще и строительство газоперерабатывающего завода. Так что, несмотря на острожные прогнозы экспертов, у российских компаний в целом оптимистичный настрой на развитие потенциальных проектов в будущем и в Латинской Америке, и в Северной Африке, и на Ближнем и Среднем Востоке.