Автор Михаил Шейнкман
Петр Порошенко решил в отношениях с Россией клин Климкиным выбивать. По его представлению Верховная Рада назначила 46-летнего посла Украины в Германии Павла Климкина министром иностранных дел. Это вряд ли стоит считать извинением перед Москвой за поведение экс-и.о. главы МИД Дещицы, но что-то определенно знаковое в этом, конечно, есть. Порошенко выдвижением Климкина точно знал, на что обратят внимание прежде всего.
Уроженец Курска, выпускник МФТИ Павел Климкин – не карьерный украинский дипломат. Но в этой системе он с 1993 года. Пару лет назад занимал даже должность замминистра. Летом 2012-го возглавил миссию в Берлине. Идея вернуть его из командировки с повышением Петру Порошенко пришла не вчера. Только непосвященные еще могли гадать, с чего это вдруг в так называемой трехсторонней переговорной группе по урегулированию кризиса кампанию тертым калачам спецпредставителю ОБСЕ Хайди Тельявини и послу России в Киеве Михаилу Зурабову составил малоизвестный украинский дипломат. Собрал их Порошенко в таком составе только один раз – сразу после инаугурации, хоть и обещал встречаться с ними чуть ли не ежедневно.
Но и этого хватило, чтобы фамилия Климкина зазвучала. И когда Сергей Лавров, комментируя выходку Дещицы у российского посольства, говорил о “куплетисте” в прошедшем времени, он, наверное, тоже знал, что не ошибается в склонении.
Впрочем, несмотря на то, что появление Климкина для российско-украинских перспектив выглядит весьма многообещающе, его значение едва ли стоит преувеличивать. Глава МИД – это, конечно, не мелочь (с мовы именно так переводится слово “дещица”). Но в местных иерархических построениях это, скорее, фигура символическая. И сейчас она может лишь символизировать желание Порошенко разговаривать с Россией. Тот случай, когда дипломатический язык будет скрывать недипломатические мысли, а достоинства Климкина станут продолжением недостатков Киева.
Это из той же серии, что и “мирные инициативы” Порошенко под грохот массовых убийств. И пусть потом кто-нибудь скажет, что он не пытался найти с Москвой общий язык. Хотя, скажем, и Дещица никуда не исчез. Хоть и заявил Порошенко, что отправит его послом в одну из стран, но, во-первых, поблагодарил за труд, надо полагать, за то, что подпел радикалам у российского посольства тоже, а во-вторых, оставил в обойме. И спецпредставителем президента по Донбассу назначена Ирина Геращенко. Деятель, еще в бытность пресс-секретарем Ющенко, заслужившая репутацию откровенного русофоба.
Вопрос украинскому политологу Денису Кирюхину:
– Уроженец Курска в качестве главы украинского МИД – это, безусловно, сигнал. Но не из того же он разряда, что и мирный план Порошенко. Главное, чтобы прозвучал.
– Кандидатура Климкина в каком-то смысле компромиссная. На протяжении многих лет он курировал в МИДе вопросы евроинтеграции и сотрудничество Украины с ЕС. Но с другой стороны, это и демонстрация того, что Порошенко не ориентирован на конфликт, а, скорее, на переговоры. На самом деле, мне кажется, что Порошенко пытается в переговорном процессе достичь тех целей, которые он перед собой ставит. Просто способом диалога пытается достичь победы. Думаю, что задача Климкина будет не сдача национальных интересов, а именно в том, чтобы в ходе переговоров добиться победы.
– Как бы Вы вообще оценили кадровую политику президента? Она больше отвечает его интересам или все-таки украинским?
– Пока президент делает острожные шаги и делает ставку в своих кадровых назначениях на людей, которым он лично доверяет. Не случайно, кстати, сейчас на административные должности пришли многие люди из бизнеса. Он формирует свою команду. Насколько я понимаю и знаю Порошенко, через некоторое время, возможно, будут некоторые ротации, если кто-то из новоназначенных кандидатур не будет удовлетворять задачам, которые перед ними ставит Порошенко.
Конфетный делец Порошенко, он и в кадровой политике придерживается принципа ассорти. Москве, например, по вкусу Климкин, местным радикалам — Дещица и Геращенко. И все в одной упаковке. Начинка может быть любой, главное, чтобы в его шоколаде. Эксперты называют это сбалансированным подходом. Это когда глава администрации президента — аполитичный миллионер Ложкин, а пресс-секретарь президента — отъявленный бандеровец Цеголко. Так и получается, Ложкин дегтя.
По сути, в оргвопросах Порошенко исповедует закон сохранения карательной энергии. Скажем, в Генпрокуратуре махнул Махницкого на Ярему. Радикала из “Свободы”, чтобы без обид, взял к себе советником. Знает, что и при Яреме, представляющем “Батькивщину” и отвечавшем в правительстве за силовой блок, это ведомство будет работать, как часы, на которых для Донбасса всегда будет время “Ч”. Кстати, уже после ротации прокуратура в гибели журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина обвинила ополченцев. Хотя они как раз прикрывали отход мирных граждан и российских ребят тоже. Так что у Порошенко хрен редьки не слаще. Даже если в шоколаде.