Автор Карина Ивашко
Вопрос о хронологии до сих пор является спорным. Одни исследователи связывают “кончину” Серебряного века со смертью Александра Блока и расстрелом Николая Гумилева в 1921 году. Другие – с эмиграцией из России поэтов и писателей той поры. Третьи – с самоубийством Владимира Маяковского и концом свободы творчества в стране. Так или иначе, Серебряный век – это личности. И хотя художественные течения вырастали как грибы – символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, каждый был не только ярким представителем своей эстетической платформы, но и отдельной фигурой, творцом новой эпохи.
Старшие символисты – Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Федор Сологуб… Валерий Брюсов и Константин Бальмонт… Младосимволисты – Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов… Акмеисты — Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам… Футуристы и кубофутуристы – Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский… Новокрестьянские поэты Николай Клюев и Сергей Есенин, примыкавший еще и к имажинистам. Или Марина Цветаева, стоявшая особняком, но тоже дитя своей эпохи… Сколько громких имен и какое многообразие мысли, интонации, самовыражения! Несмотря на порой диаметрально противоположные взгляды на искусство, их объединило время и судьба – судьба поэтов Серебряного века. Ведущий научный сотрудник Государственного литературного музея Владимир Крижевский комментирует это так:
“Это общее движение, на мой взгляд, было предчувствием тех огромных перемен, которые произошли в 1914-18 годах во всей Европе и России в частности. Невиданные перемены, как говорил Блок, и неслыханные мятежи… Мне кажется, что все сместилось именно поэтому. Потому что связь между состоянием общества и искусством существует, несомненно, и отрицать это было бы просто смешно”.
Предчувствие перемен на рубеже веков ощущалось в воздухе. И писатели, поэты первыми это зафиксировали. Уловили дух Серебряного века, который распространился не только на гуманитарную сферу, но и на научно-техническую и любую другую. Профессор, преподаватель Литературного института имени Горького Владимир Смирнов убежден, что сама эта метафора – Серебряный век – очень содержательна по отношению к тому, что в европейской и мировой культуре называли “золотым” и “серебряным”. Современники чувствовали рубежность времени, смену эпох, слышали скрип огромных сдвигов – тектонических, и отреагировали невероятно мощно, выразив все в своем творчестве, говорит Владимир Смирнов:
“Это же был взрыв небывалый! Вместе со всеми остальными взрывами. И если говорить о русской культуре этой поры, она несет на себе этот трагический крест времени. И они поняли тогда, что это не просто грядет какая-то смена социальная, политическая, религиозная, нравственная, экономическая, социальная, — какая хотите. Они понимали, что меняется координата времен. Вот у Блока есть такие строки: “Когда измучила тревога, и он в тоске оторопел, он разучился славить Бога и песни грешные запел”. Вот здесь сказалась такая двуликость обаяния искусства: и его величие, и его печали и беды”.
Однако выразить то, что происходило, словами, было довольно трудно. И Блок с его предсказаниями в поэме “Возмездие” действительно сделал это лучше всех, сходятся специалисты. Говорит Владимир Смирнов:
“Блок – это центральная фигура. Это связано не только с символизмом – он в известном смысле выполнил миссию Пушкина. Рядом с ним трудно кого-либо в этом отношении поставить. И не только как в чистом виде лирика. Какова его публицистика, какова его критическая проза, каков он сам как человек! Блок – величайший поэт не только России, но и Европы, мира. “Если сейчас бы на землю прилетели марсиане, — сказал однажды Гумилев, — и спросили меня, что есть человек, я бы указал им только на одного Александра Блока”. Вот где смысл и значение”.
В тех странах, где не гибли люди в войнах, продолжает Владимир Смирнов, Серебряный век продержался довольно долго. Но с началом Второй мировой войны с ним было покончено не только в России, где его как будто закрыли в 1917 году, но и во Франции и других государствах Европы. Война уничтожила Серебряный век, потому что пришла культура, которая, по словам собеседника “Голоса России”, формулируется в коротком афоризме “пушечное мясо”, когда людей превратили в придаток артиллерии и авиации. Тогда уже пошел другой отсчет. И Серебряный век – его изысканная культура – прекратил свое существование.