Автор Олег Обухов
Политика политикой, но зима не за горами! Ещё не так давно Брюссель был очень резок в своих высказываниях по “Южному потоку”. Однако европейский прагматизм очистил экономику от пустых политических деклараций. Здравое зерно стратегии в газовой сфере прозвучало в словах еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера. На днях, по следам неудавшихся переговоров России и Украины по газовым спорам, он объявил, что проблемы, возникшие у “Южного потока”, оказывается, вполне преодолимы.
Нетрудно догадаться, отмечают эксперты, почему Европа сменила тон. Добиться от Украины каких-либо вразумительных гарантий по транзиту газа для Евросоюза так и не удалось. И спасая европейцев от осенних и тем более зимних холодов, мудрый Брюссель понял, зачем идти в гору, когда можно просто обойти все острые углы за счет “Южного потока”. К тому же денег для этого не требуется, все расходы берет на себя Газпром и его партнеры.
Мало того, сам по себе проект полностью готов к реализации, есть договоренности со всеми странами, через земли которых пройдет спасительная магистраль. И всем будет хорошо. Европа вся будет обеспечена газом. А Россия подтвердит статус самого надежного поставщика топлива. Причем по цене почти в два раза дешевле той, которую предлагает Катар.
Мудрый политик, а тем более экономист, отличается тем, что никогда не будет брать товар за 600 долларов, когда рядом то же, но за 380. Карты пытались смешать США, пообещав свой газ, правда, сжиженный. Но как говорится, горы до небес наобещать может каждый, а вот исполнить их… пойди, поищи! Избу одними обещаниями не натопишь зимой… Да и не так все просто с этим американским СПГ. Флота нет, инфраструктуры нет, и по цене еще не договорились… Вряд ли США будут торговать себе в убыток. А трубный газ, так сложилось экономически, всегда дешевле сжиженного.
Так что “Южный поток”, судя по последней реакции ЕС, все-таки оптимальнее для европейских потребителей, нежели альтернативные предложения. Поэтому Эттингер и намерен лично поддержать строительство газопровода в переговорах между Москвой и Брюсселем. А значит приостановка “Южного потока” — дело временное.