Автор Олег Обухов
Поначалу, безоговорочно принимая строительство новой газовой магистрали России, у Брюсселя не было особых претензий к Москве. Но позже, когда замаячила Трансадриатическая альтернатива, Европа внезапно стала говорить: ай-ай-ай, а “Южный поток”-то, оказывается, не вписывается в рамки Третьего энергетического пакета. А посему, либо надо “задаром” допустить к нему сторонних поставщиков топлива, помимо Газпрома, либо российскому проекту не быть.
Странная позиция Евросоюза… Ведь проект “Южный поток” появился до принятия Третьего энергетического пакета. И почему вдруг к ранее одобренной магистрали стали применять новоявленные нормы? Ведь законы не имеют обратной силы, как это было и есть, везде и всегда. Или для Евросоюза это не указ?
Стоит напомнить, что есть российский газопровод “Северный поток”, который проходит через Германию. Но у господ европейцев почему-то нет к нему претензий. Хотя правила поставок и потребления идентичны. По всей видимости, чиновники ЕС, так как в этом случае транзитёром выступает Германия — первая экономика Европы, не решаются даже заикнуться о каких-либо нарушениях энергопакета. А вот “Южный поток”, так получилось, пройдёт по землям менее значимых стран Евросоюза и не таким сильным. Поэтому можно и на нервах поиграть у России и её партнерах по проекту.
А тут ещё и удобный момент — кризис на Украине. Обвинив во всех грехах Москву, стали ещё и “Южный потоком” тыкать в лицо, приговаривая, что, мол, если Россия не оставит в покое Украину, то не видать этой магистрали на европейских просторах. Такое ощущение, что чиновники сами уже запутались, что им надо и кого им слушать.
И всё бы ничего, но на днях добавилось головной боли. Случился разлад в амбициозном европейском проекте — Трансадриатический газопровод. Как гром средь ясного неба новость о том, что компании Total и E.On собираются покинуть его, судя по всему, из-за нерентабельности. Выходит, ЕС теряет козыря в переговорах с Россией по “Южному потоку”. И скорее всего Брюсселю придётся быть посговорчивее, тем более, что об Украине, как о надёжном транзитёре российского газа, уже никто и не вспоминает.