Автор Ольга Бугрова
“Дорогие киевляне, дороже нашего древнего города у нас ничего нет. Киев пережил войны и революции, которые уничтожали памятники архитектуры, искусства, — неужели история ничему нас не научила?” Этими словами начиналось февральское обращение деятелей культуры Украины с призывом остановить вандализм на улицах Киева.
Письмо более полусотни представителей интеллигенции содержало в себе перечисление утрат, совершавшихся на глазах. “Пострадал Национальный художественный музей, Национальная парламентская библиотека, Институт украинской литературы, была попытка ограбления фондов Музея Киева. В капитальном ремонте нуждаются площадь Независимости и Крещатик, Музейный переулок с его архитектурными памятниками начала ХХ века. Сожжены зеленые насаждения на улице Грушевского, нарушен экологический баланс зеленой зоны склонов Днепра”. И это еще не полный перечень.
Среди тех, кто подписал письмо, — актер Театра имени Леси Украинки, народный артист Украины Давид Бабаев. Наблюдая сегодняшний Киев, он замечает: ”Ничего не меняется”.
“В центре города хаос послереволюционный, майданный. Баррикады, грязь, вонь, там собрались бомжи, безработные люди из разных уголков Украины, в основном из западных, где нет работы, сидят. Их кормят, правда, не так хорошо, как раньше, — наши олигархи спонсирование прекратили. Ну, ничего: они поставили шапки, коробки — собирают дань и не собираются уходить, им хорошо. А власти в Киеве как не было, так и нет”, — сказал Бабаев.
Сегодняшний Киев, кажется, становится похож на Киев времен гражданской войны в России, которую знаменитый киевлянин Михаил Булгаков описал в романе “Белая гвардия”. Но Давид Бабаев считает: Киев 2014 года отличается от Киева в 1918-м. И вот почему:
“В нынешнем Киеве нет противостояния. Я могу к ужасу констатировать — это совершенно другой город, который был не только во времена Булгакова, но и еще 20 лет назад. Потому что если в Киевской раде больше 7% получила партия “Свобода” и Радикальная партия Ляшко, и ни одна либеральная партия, коммунисты и процента не набрали, то в Киеве кардинально изменилось население. Киев заполонили приезжие. В основном это Галичина. Они пустили корни, насаждают свою идеологию”.
Параллель между “той” гражданской войной и событиями нынешнего года на киевском Майдане отчасти возможна. Так считает директор музея “Булгаковский дом” в Москве Николай Голубев:
“Я думаю, что это разные вещи, потому что все-таки в этом очень много пиар-технологий и, скажем так, меньше спонтанности, но, в общем, конечно, похоже. Все повторяется. В конце концов, если бы вся эта энергия была употреблена на построение чего-то конструктивного… Может быть, сейчас настал такой момент, и начнут что-то строить, а не конфликтовать. Не знаю. Надеюсь очень на это…”.
Культурное строительство было бы лучшим выходом в сложившейся ситуации. Тем более что культурные потери Украины – это не только обезображенные исторические места в Киеве, но и отток за рубеж многих по-настоящему ценных людей. Процесс этот идет, кстати, на протяжении всего периода независимости Украины. По статистике агентства УНИАН, с 1996 по 2011 годы на постоянное местожительство за границу выехало более полутора тысяч украинских ученых, чаще всего выбирая новыми “домами” США, Германию и Россию. В Россию перебрались и балетный танцовщик Денис Матвиенко, и оперный певец Виктор Луцюк – ныне солисты Мариинского театра. И популярные певицы Ёлка и Вера Брежнева, и фигуристка Татьяна Волосожар, ставшая чемпионкой мира уже как российская спортсменка. И ее титулованный коллега — хоккеист Алексей Житник, и гимнаст Николай Куксенков, завоевавший в составе российской сборной три золотые медали на прошлогодней летней Универсиаде в Казани, и многие, многие другие. Когда страна стремительно теряет умы и таланты, то кто в ней способен понять отчаянные слова киевских интеллигентов, написавших в своем письме-призыве: “Оправдания вандализму нет!”…