Автор Михаил Шейнкман
Неизвестно, как у Порошенко сложится с общим европейским домом, но свой Барак у него теперь точно есть. Причем, в доску свой. Уже открыл себя ему в Варшаве. Накануне мельком познакомились на церемонии вручения премии “Солидарность” в честь первых свободных выборов в Польше. Порошенко, по свидетельству очевидцев, сидел от Обамы в четырех президентах. Сегодня между ними уже без посредников. И для украинского деятеля это даже больше, чем инаугурация. Она все равно неизбежна, как свидетельство о рождении. А встречу с хозяином Белого дома еще надо заслужить. Она, как награда, чтобы получить которую иным президентам жизни не хватает. А Порошенко с нее начинает. И не так важно, о чем именно они шептались. Политическое причастие – это тоже таинство. Главное, все знают, что эти полчаса у Порошенко были. И, пусть Донбасс утюжат самолетами, а Нацгвардия добивает раненых в больницах, от Обамы Порошенко вышел другим человеком. Хотя Петро “Сладкого” и на Украине-то еще далеко не все признали.
Строго говоря, это не совсем прилично мчаться по вызову в другую страну до официального вступления в должность. Все-таки именно гражданам должна быть посвящена первая присяга. Но что с ними церемониться, если Порошенко все равно взойдет на престол клятвопреступником. Быть гарантом соблюдения прав и свобод всех без исключения он теперь априори не сможет. Хотя бы потому, что сотни исключены уже и из жизни. К тому же инаугурация – это же не свадьба, чтобы до нее ни-ни. Тем паче, что Порошенко ведь и пришел в большую политику не мальчиком. Правда, видимо, только для того, чтобы мальчиком стать. Сколько их разбросано по свету “помазанников” американских, но у Порошенко из всех “своих сукиных сынов” есть шанс прослыть самым любимым. Потому, что он, как говорят на Украине, – Западом жданный. Штатам в этой географии так не хватало человека беспринципного, наглого, циничного, беспредельно послушного. Такого, у которого мундир в пятнах, рыльце в пушку и руки по локоть. С таким приятно иметь дело. А чтобы и мысли не возникло, что он не такой, на всякий случай ему приказали и после выборов не прекращать карательную операцию в Донбассе и даже ужесточить ее до откровенного фашизма.
Чтобы еще и кровью связать.
Зависимый всегда полезней благодарного. Тем более, когда альтернативой лояльности может быть только ликвидация. Пример Януковича на долгие украинские времена отобьет у местных предводителей охоту даже думать иначе. Впрочем, думать, что он и есть настоящий президент, Порошенко как раз и не запрещено. Напротив, для того и встреча у Обамы, чтобы так думали и все остальные. В том числе и те, кто полагает, что признать Порошенко, значит вслед за Западом признать и его право на насилие.
Вопрос украинскому политологу Владимиру Корнилову:
— Что конкретно мог пообещать Порошенко Обама?
— Выделение 5 млн долларов на материальную помощь украинской армии для проведения карательной операции на востоке Украины. Причем, если до этого Америка выделяла исключительно нелетальные средства защиты, то теперь речь уже идет о приборах ночного видения, о бронежилетах. То есть, об обмундировании, которое будет использовано в наступательных карательных операциях. Это, я так понимаю, главный материальный итог этой встречи.
— Как Вы считаете, какую степень самостоятельности может Вашингтон позволить Порошенко?
— На данном этапе никакую. Мы видим, что посол США и замгоссекретаря Виктория Нуланд решают на Украине вопросы, вплоть до кадровых назначений. Они постараются сейчас, учтя ошибки оранжевой революции, не допустить самостоятельной политики Порошенко. Тем более, что в отношении него есть немало противовесов. Он сам по себе не самостоятельная фигура. Опереться ему не на кого. Он это знает прекрасно. Он понимает, что у него нет толком армии. И надеяться он может только исключительно на доллары США и на сами США.
Встреча с Порошенко, несмотря на всю остроту проблемы, в гастрольном туре Обамы все-таки не гвоздь программы. Скорее, шило. Во-первых, его все равно в мешке не утаишь. Во-вторых, в нашем детстве именно его присутствием объясняли излишнюю неугомонность. А Обаме из-за Украины явно не сидится. Вчера в Варшаве пообещал выбить у Конгресса миллиард на расширение американского военного присутствия в Европе. Сегодня в Брюсселе на “семерке” потребует еще семь раз отмерить России изоляции. И вроде бы президент такой серьезной страны и мыслит глобально. А запомнится тем, что его место у Порошенко.