– Явка была высокая, но точные цифры привести пока невозможно. Процесс голосования проходил следующим образом: избиратель приходил со своим удостоверением личности, получал бюллетень, в котором делал свой выбор, и бросал его в ящик для голосования. Затем большой палец избирателя макали в специальный раствор, который не смывается в течение как минимум двух дней. Это исключало возможность повторного голосования.
На выборах отсутствовали электронные средства подсчета голосов, поэтому привести какие-либо цифры по явке и голосованию раньше чем через двое суток, на мой взгляд, будет невозможно. Таким образом, на настоящий момент предварительных данных нет, но популярность действующего президента Башара Асада в Сирии настолько высока, что сомнений в том, что он победит, у меня во всяком случае, нет.
– Какие у Вас общие впечатления о сирийской избирательной кампании?
– На состоявшейся сегодня утром пресс-конференции присутствовало много международных наблюдателей. Все они отметили высокую организацию выборов для тех условий, в которых сегодня живет страна. Нарушений, которые могли бы повлиять на ход голосования, зарегистрировано не было. Вчера мы побывали на десятках избирательных участках в Дамаске и его пригородах, летали вместе с другими международными наблюдателями в Латакию – во всех этих местах выборы были организованы хорошо.
– Можно ли считать выборы в Сирии легитимными? Ведь многие западные страны заявили, что они прошли только в районах, подконтрольных президенту Асаду?
– Я разговаривал по этому поводу с депутатами парламента Сирии, у которых подход к этой проблеме очень простой: те, кто так говорят, сами в Сирии ни разу не были. Те же международные наблюдатели, которые сюда приехали и видели ситуацию своими глазами, отмечают хорошую организацию выборов и отсутствие заметных нарушений в ходе избирательной кампании. Вчера об этом же говорили представители Америки и Канады, с которыми я встречался.
Помимо этого наша делегация встречалась с представителями разных кандидатов, которым мы задавали вопросы о нарушениях и замечаниях по ходу избирательной кампании. Серьезных замечаний и нарушений по выборам у них нет.
– Как Вы оцениваете обеспечение безопасности во время выборов?
– С одной стороны, в стране слышны выстрелы, с другой — я не ощущал никакой опасности. Только присутствие на каждом перекрестке блокпостов с автоматчиками говорит о том, что ситуация не спокойная.
– Какие общие впечатления от вчерашнего дня?
– Для Сирии это первый опыт демократических выборов президента. За всю многолетнюю историю выборы на альтернативной основе здесь не проходили никогда. Для всех граждан Сирии этот демократический опыт — первый в истории страны. Если бы и хотелось придраться к ходу выборов, то сделать это очень сложно.
Например, практически везде мы видели множество портретов Башара Асада, но 80% из них — это не наружная реклама, а плакаты, сделанные местными жителями в поддержку своего кандидата. Поэтому и у сторонников других кандидатов, и у наблюдателей из других стран, замечаний не было.