Автор Михаил Шейнкман
После шефа ЦРУ Бреннана и вице-президента Байдена помощник министра обороны США по международной безопасности Дерек Шоллет, быть может, и не такая важная птица. Но, во-первых, ему уже и не надо давать отмашку карательным действиям. А, во-вторых, он — все одно ястреб. Причем, не только по сути, но и по форме.
Служба. Для того и прилетел в Киев, чтобы подставить хунте боевое крыло. Сегодня лично изучает спрос местных силовиков. Хотя без пяти дней президент Украины уже сформулировал его предельно провокационно. Порошенко запросил у США прямую военную помощь и заявил о необходимости нового договора о безопасности. Чтобы такой, как “ленд-лиз”, попытался уточнить он и откровенно промахнулся. Все-таки к тому этапу Второй мировой войны Америка уже сражалась с фашизмом, а не поощряла его, как того требуют от нее украинские обстоятельства.
Но если опустить некорректность подобных исторических аналогий, то логику в этом обращении обнаружить можно. Коль скоро Вашингтон покрывает массовые расправы на Донбассе и, не стесняясь, гонит хунту на восток, пусть тогда уже и “пентагонит” ее. Именно с продолжением спецоперации Порошенко увязывает свои нижайшие просьбы. Как свидетельствуют источники, смелей в желаниях он стал после того, как пошептался с американским послом Пайеттом и получил от него добро на зло. По всему выходит, что это Пайетт, как и в случае с февральским переворотом, осуществляет оперативное руководство зачисткой и регулирует степень ее интенсивности.
Шокирующей подробностью их общения стала информация о так называемых “допустимых потерях”. Выяснилось, что около двух тысяч мирных граждан в Вашингтоне посчитают вполне “демократическими” издержками установления “прозападных” порядков. Но в том-то и “беда”, что количество жертв гораздо быстрее приближается к пределу, чем хунта к победе. Хотя, по признанию того же Пайетта, за последние три месяца США удвоили бюджет поддержки оборонной сферы Украины. И помощь эта, не сомневается он, расширится. Шоллету осталось сегодня лишь выяснить номенклатуру.
Понятно, что это уже будет не только походно-полевой провиант. На “сухом пайке” много не навоюешь. В Киеве любят погорячее. Согласны даже на вооружение и технику секонд-хенд из Афганистана. Говорят, пусть б/у, главное, чтобы стреляло. А то, ведь, что получается: хунта беспредельно равняется на США, но в этом боевом строю видит грудь, может быть, и не четвертого, но совершенно точно, далеко не первого человека. Пока лишь неутомимая Дженнифер из Госдепа бьется за бандеровских головорезов. Но аспирин у Псаки уже не действует. Киеву нужны антибиотики. Средства против жизни. По данным Wall Street Journal, Украина запросила в США значительные партии оружия и боеприпасов, а также оборудования для связи, авиационное топливо и приборы ночного видения.
На какую поддержку все-таки отважится Белый дом? Вопрос военному эксперту, главному редактору журнала “Национальная оборона” Игорю Коротченко.
— Я не думаю, что США будут поставлять Украине вооружения либо оказывать какую-либо военно-техническую помощь. Во-первых, украинская армия сегодня полностью разложена. В высшем руководстве процветает коррупция. В частности, 300 тысяч американских сухих пайков до воинских частей Украины так и не доехали. Во-вторых, вооруженные силы Украины сегодня не готовы использовать то оружие, которое они требуют от американцев. Это требует переучивания на стандарты НАТО. ВС Украины надо создавать заново, и США, видимо, этим займутся в рамках подготовки Украины к вступлению в НАТО. Но давать сегодня оружие режиму Порошенко бесперспективно с точки зрения практической пользы.
— Вашингтон требует от Порошенко более решительных действий на востоке. За счет чего, если в помощи ему будет отказано?
— Порошенко в любом случае продолжит карательную операцию, судя по его воинственным заявлениям. Основная ставка будет делаться на ту группировку украинских войск, которые сегодня находятся на востоке. Других возможностей у Порошенко больше не существует, как использовать массированную тактику уличных боев для того, чтобы попытаться взять под контроль основные города на востоке Украины.
Для Белого дома проблема не собственно в военном снабжении. А в степени и формате вовлеченности в украинский кризис. Формальная юридическая отстраненность от него позволяет Вашингтону квалифицировать это противостояние как российско-украинское и чувствовать себя как бы над схваткой. Появление любого военнообязанного документа, подписанного с Киевом, лишит Штаты этого преимущества и официально утвердит их в качестве стороны конфликта. А это очень многое изменит. И в самой Америке тоже. Тот же “ленд-лиз” позволял помогать любой стране, если ее оборона признавалась жизненно важной непосредственно для США. При всей любви к майдану Обаме едва ли удастся объяснить налогоплательщику, почему Штаты должны защищать свою пресловутую исключительность еще и на Украине. Тем паче, что далеко не все его подданные знают, где именно это находится.