Автор Татьяна Голованова
Европа хорошо умеет считать деньги. И решать все проблемы с Украиной предпочитала исключительно словами. Подачку в миллиард шестьсот считать, пожалуй, не стоит. Слишком крошечна эта сумма в океане украинских долгов. Но долги Киева — долгами, а мерзнуть из-за Украины Европа не хочет.
Посему ЕС решил протянуть руку помощи. Киеву дадут целых 10 млрд долларов, чтобы “незалежная” заполнила свои газохранилища. Без них технически российский газ до Европы не прокачать. Газпром, как заслуженный газовый донор, похоже, устал решать ежегодную украинскую задачу по заполнению хранилищ. Еще бы, российский газовый гигант авансом проплатил транзит до осени, а куда Украина пустила этот аванс — не проблемы Газпрома, а непосредственная ответственность Киева. И это четко оговорено в контракте, про который Киев забывает каждую весну, когда наступает пора закачивать газ для европейцев.
Хранилища пусты, денег Киев на это не тратит. У него есть веские причины — то цена не устраивает, то минимальные объемы закачки. В прошлом году была такая же история — после долгих споров с Газпромом об объемах к началу подготовки к осеннее-зимнему сезону транзита Украина приступила только в середине июля. Думали — не успеют, но тогда повезло. В этом году, похоже, будет дежавю.
До конца очередных газовых игр осталось полтора месяца. Глядишь, Европа засуетится и продавит вопрос. Только двойные стандарты в Европе работают как часы: похлопотать за Киев — похлопочат, но свои деньги под гарантии транзита отдавать не намерены. Даже громкие 10 млрд долларов — не реальные “живые” деньги. Это лишь гарантии по кредитам. То есть бумажка. Кто захочет выдавать большие деньги практически банкроту под бумажку? Среди европейских потребителей таких дураков точно не найти. Те уже давно показали фигу — газ покупать будем, но рисковать — увольте. Поэтому отдавать долги под гарантии придется основному кормильцу Евросоюза — Германии. Больше просто некому. Но у практичных немцев кошельки не бездонные. Им до Украины, как до Луны — немцам своих “птенцов” в виде Италии, Греции или Кипра достаточно. Но страх остаться без тепла в самые жгучие морозы заставляет Европу зашевелиться. Хотя бы на словах.