Автор Олег Обухов
Квартальные отчеты компаний из стран Евросоюза показывают, что их бизнес на российском рынке начал страдать от санкций Запада против России. Об этом пишут немецкие СМИ. Так, в первом квартале выручка Adidas в России в пересчете на евро упала на 13%. В результате общая прибыль оказалась на уровне прошлого года. Журналисты опросили и других западных бизнесменов. Большинство из них уверены, что введенные санкции против России пока вредят только самой Европе.
Эксперты сходятся во мнении, что страны Запада страдают от санкций, которые они же ввели против Москвы. Ведь Россия и Европейский Союз — крупнейшие торговые партнёры. И какие-либо ограничения приводят к снижению закупок со стороны российских компаний. Как отмечается в немецком издании Deutsche Welle, производители сельскохозяйственной техники из Германии пожаловались на значительное снижение продаж тракторов и другой сельхозтехники в России. В первом квартале объем поставок на российский рынок упал на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Получается, что санкции сыграли злую шутку по отношению к ЕС, который вынужден идти на поводу у США, говорит старший аналитик инвестгруппы «Норд-Капитал» Роман Ткачук.
«С позицией США всё предельно ясно, так как Штаты с Россией не имеют каких-то серьёзных отношений. Поэтому Вашингтон и давит на Россию. Однако получается, что благодаря европейским партнёрам США, начинают нести потери европейские компании. Мы не исключаем, что это всё может привести к пересмотру санкций. К тому же называть серьёзными введённые экономические санкции нельзя. Плюс ко всему, ЕС продолжает закупать у России энергоносители в прежних объёмах», — сказал эксперт в эфире «Голоса России».
На днях стало известно, что новая порция санкций коснётся ещё и доступа России к новым технологиям, в числе которых и те, которые предназначены для шельфовых работ при добыче углеводородов. Обратный эффект и здесь не заставит себя ждать, продолжает Роман Ткачук. Это прямой удар по интересам американской Exxon Mobil, например, или европейской ВР, которые работают вместе с российскими, в частности, с Газпромом и Роснефтью.
«Сейчас активно развиваются шельфовые разработки в совместных проектах российских компаний с западными. Возможно, эти проекты будут пересматриваться. Естественно, это бьёт и по тем и другим. А если посмотреть на автомобильный сектор, то здесь тоже уже заметны потери у американских и европейских автомобилестроителей. Тем более, что российский рынок — один из крупнейших в мире. И он, безусловно, интересен. Так что, компании рискуют уменьшить свои продажи в России. Аналогичная ситуация и во многих секторах, потребительском и т.д.», — отметил Ткачук.
Немецкий бизнес бьёт тревогу. Предприниматели всерьёз озабочены тем, что дальнейшие санкции против России нанесут серьезный ущерб двустороннему экономическому сотрудничеству. Концерну Adidas пришлось озвучить своим акционерам неутешительные цифры. В первом квартале суммарная выручка компании сократилась по сравнению с тем же периодом прошлого года на 6%, а прибыль упала на треть. В числе пострадавших также немецкий гигант бытовой химии Henkel, датский пивовар Carlsberg, французский косметический концерн L'Oreal, австрийский производитель стройматериалов Wienerberger и табачная компания British American Tobacco. Основной удар, конечно, пришёлся на немецкие компании, отмечает профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ВШЭ Александр Абрамов.
«В первую очередь страдают те отрасли, которые связаны с машиностроением, и предприятия, которые связаны с энергетикой. Не секрет, что Германия является одним из основных хаббов по распределению газа в Европе. На этом фоне уже сложилась целая индустрия обслуживания российских поставок и их распределения. На самом деле мы видим, что в первую очередь немецкие бизнесмены, которые наиболее активно торгуют с Россией, несут большие потери от санкций», — сказал Абрамов в эфире «Голоса России».
Подсчитывают свои потери и западные банки. Если раньше они могли свободно предоставлять кредиты российским компаниям или поставлять в Россию капитал, то теперь политики стали их в этом резко ограничивать. Мол, если не будет иностранных инвестиций в российскую экономику, то она и развиваться не будет. Однако правило бумеранга сработало и здесь. За сокращение денежных потоков банки расплачиваются заметным сокращением прибыли.