Автор Карина Ивашко
Дельфины… Удивительные, высокоорганизованные существа. Настоящая загадка для человека. Тем не менее, исследуя их уникальные возможности, ученые находят ответы на самые разные вопросы. Кораблестроение, авиастроение, создание гидроакустических станций – во всех этих областях очень многое подсказано человеку дельфинами. Но еще удивительнее сила их благотворного воздействия на людей: ребенка, страдающего тяжелым недугом, пожилого человека, пережившего инсульт, людей, которые получили страшные физические и психологические травмы.
Вполне логично, что люди стали использовать дельфинов как моделей для проектирования кораблей и подводных лодок, изучали их физиологические, гидродинамические и гидроакустические особенности для повышения экономичности морских и авиационных транспортных средств. Потом пошли дальше! Благодаря хорошему контакту дельфина с человеком, их легкой обучаемости, началось их применение для поискового, спасательного, противоминного и противодиверсионного назначения. Казалось бы, как можно отправить дельфина в определенную точку с заданием найти и обезвредить диверсанта? Научный сотрудник биологического факультета МГУ, кандидат биологических наук Юрий Стародубцев рассказал «Голосу России», почему для дельфина это совсем не проблема:
"Вес мозга дельфина превосходит вес мозга человека. У него гораздо больше извилин, чем в человеческом мозгу. Но главное, у них великолепный интеллект. Мы проводили массу исследований, предъявляя этим животным некоторые задачи, которые сами же и придумывали. Оказалось, что дельфины прекрасно решают задачи, которые даже у некоторых людей вызывают сложности".
Иными словами, использование дельфинов в поисковых, спасательных и военных целях сегодня никого не удивляет. Международный институт дельфинотерапии в Евпатории, в Крыму, был организован в 2003 году. Как рассказал "Голосу России" его директор, кандидат психологических наук Виктор Лысенко, он вырос из Всесоюзного НИИ детской курортологии и физиотерапии Минздрава СССР — даже основной костяк ученых остался прежним.
"Это ученые, которые разрабатывали методики реабилитации детей в условиях санаторно-курортной системы в Евпатории. Поэтому нам было очень легко и интересно преломить эти методики под углом нового метода дельфинотерапии. Все знают, что такое детский церебральный паралич. Поэтому это один из наших больших блоков: до 40 процентов таких детей. Дальше нам пришлось отвечать на вызов времени: это дети с ранним детским аутизмом и аутичными проявлениями", — рассказал Лысенко.
Специалисты института разработали дельфинотерапию как метод медико-психологической реабилитации. И из всего комплекса лечебных мер сеансы с дельфинами стали самыми любимыми и у детей, и у взрослых, свидетельствует Виктор Лысенко.
"У нас сейчас самый младший пациент – это 6 месяцев, самый старший – 78 лет. Реакции, что интересно, одинаковы как у детей, так и у взрослых. Взрослые становятся детьми возле дельфинов и у них возникают детские глубинные реакции. А дети… Ребенка невозможно удержать: дельфины, дельфины, хочу к дельфину! И мы поняли, что это процедуру можно вводить без перерывов, ежедневно. Чем хорош дельфин? У него такое детско-образное лицо, все округленное, широкий лоб с улыбкой – дети воспринимают так, что дельфин постоянно им улыбается. У него постоянная потребность в социальных контактах – это в природе дельфина. Дети тянутся к дельфину – дельфин к детям", — отметил Лысенко.
Все важные манипуляции, направленные на борьбу с тяжелым недугом, спрятаны в игру. Дети бросают дельфину кольца, мячик, гладят его, а результаты, меж тем, зачастую сложно расценить иначе, как чудо. По словам Виктора Лысенко, иногда серьезные прорывы у детей возникают уже дома — родители звонят из Хабаровска, Владивостока, со всей России и делятся своей радостью, а, бывает, что и через 3-4 сеанса.
"Чудесная девчушка из города Нижний Новгород. В прошлом году начинаем работать, мама говорит: у нас мечта – вернуться после вас в Нижний и пойти. Через четыре сеанса мы встречаемся на пляже, она говорит: мы не только пошли – мы побежали! Девушка… У нее после событий на Дубровке случился мозговой инсульт и, когда она опустилась к дельфину, у нее впервые появилась чувствительность в руках, появился объем движений. В свое время мы попробовали детей с нейросенсорной тугоухостью – это глухонемые дети. У нас было 150 таких детей из Московской области и практически по каждому мы дали результат", — рассказал Виктор Лысенко.
Оказывается, когда мы рождаемся, мы слышим весь объем звуков и ультразвук в том числе, поясняет Виктор Лысенко. Но так как с нами общаются только в слышимом диапазоне, то к 8-9 годам эта возможность утрачивается. А дети с нейросенсорной тугоухостью слышали дельфинов! Чудесных историй у врачей Института дельфинотерапии, к счастью, немало. Дельфин, конечно, не доктор, подчеркивает Виктор Лысенко, он ко-терапевт, само лечение ведет специалист. Но у него есть одушевленная скрипка Страдивари – дельфин, который рождает настоящее чудо. В последние годы у ученых появилась возможность измерять уровень нейрогормонов, отвечающих за успешность человека, его ум, реакции… Оказалось, что после общения с дельфином в организме происходит гормональная буря, которая на уровне биофизики и биохимии запускает кардинальные позитивные изменения.