Узнать за 90 секунд

"Завтрак на траве" Мане: скандал в изобразительном искусстве

Читать на сайте radiosputnik.ru
30 апреля 1883 года скончался французский художник Эдуар Мане, один из основоположников импрессионизма. Его слава началась с грандиозного скандала. Впрочем, настоящие прорывы в истории искусства всегда начинались со скандала и обструкции.
В 1863 году жюри парижского "Салона живописи и скульптуры" отвергло работы художников нового, революционного стиля в живописи – импрессионизма: Гюстава Курбе, Поля Сезанна, Камиля Писарро, Эдуара Мане...
"Отверженные" написали жалобу Наполеону III. Император лично осмотрел некоторые из отвергнутых работ, не нашел в них ничего противозаконного, и разрешил импрессионистам организовать свою выставку живописи – так называемый "Салон отверженных".
На него валом повалила заинтригованная публика. Реакция посетителей была разной, поначалу в основном негативной. А самый большой скандал вызвала картина Эдуара Мане "Завтрак на траве", на которой изображена в натуральную величину обнаженная женщина в обществе двух одетых мужчин, беззастенчиво смотрящая прямо в глаза зрителей. Всех поразила обыденность композиции – как будто ничего необычного не происходит.
О Мане заговорил весь Париж, а критики все-таки начали осознавать, что импрессионизм – новое слово в живописи, очередная революция.
Среди других знаменитых полотен Эдуара Мане – "Олимпия" и "Бар в "Фоли-Бержер"". На создание также ставшей скандальной "Олимпии" художника вдохновила тициановская "Венера Урбинская". А еще пикантности "Олимпии" добавляло то, что многие парижане были уверены, что на полотне изображена Маргарита Белланже, известная куртизанка и любовница императора Наполеона III.
А "Бар в "Фоли-Бержер"" – последняя картина Мане и, пожалуй, самая лучшая. Он ее закончил незадолго до смерти в 1883 году. "Фоли-Бержер" – популярное кабаре, оно и по сей день существует в Париже. Мане часто его посещал. На картине изображены два реальных человека: барменша Сюзон и друг Мане, художник Анри Дюпре. При этом отражение Сюзон нереально.
Она смотрит прямо на зрителя, в то время как в зеркале девушка обращена лицом к мужчине. Все эти несоответствия заставляют задуматься: реальный или воображаемый мир изобразил умирающий Эдуар Мане?
Обсудить
Рекомендуем