Узнать за 90 секунд

Матвей Кузнецов – фарфоровый король России

Читать на сайте radiosputnik.ru
22 февраля 1911 года скончался Матвей Сидорович Кузнецов, владелец "Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий".
Его называли фарфоровым королем России. Кузнецову принадлежало восемь фабрик по всей России. Среди них – знаменитая Гарднера в Вербилках, в Дулеве, в Ярославской губернии, в Риге. Изделия фирмы пользовались большим спросом по всему миру: в Европе, Турции, Персии, Америке, Индии. Даже в Китае, на родине фарфора! На Всемирной выставке 1900 года в Париже фарфоровый иконостас, изготовленный Кузнецовым, произвел настоящий фурор.
В конце XIX–начале XX веков кузнецовские сервизы, вазы и чашки стояли в буфетах почти каждого дома – от крестьян и мещан до дворян и царской семьи. Эти изделия славились добротностью и чистотой отделки. Матвей Сидорович был поставщиком Императорского двора – получил право ставить на своей продукции государственный герб. Знак качества, так сказать. Оборот Товарищества Кузнецова в 1913 году составил 19 миллионов золотых рублей.
При его фабриках и заводах строились церкви, больницы, библиотеки, школы и училища. Кузнецов и сыновья были видными общественными деятелями и главными попечителями старообрядческой общины.
Несмотря на тяжелые условия труда, рабочие на кузнецовских заводах почти никогда не бастовали: платили хорошо, с устройством быта, образования и культуры хозяева тоже помогали.
Лишь один раз их, что называется, "прорвало" – в революцию 1905 года. В Риге во время демонстрации полиция арестовала 7 кузнецовских рабочих. Остальные пошли просить за своих товарищей Кузнецова-младшего. Тот не знал, что делать. И тогда его жена Вера Николаевна, писаная красавица, сама поехала к рижскому губернатору. Неизвестно, какой разговор между ними произошел, но вскоре всех рабочих из кутузки выпустили.
А потом Вера Николаевна собрала матерей и жен рабочих, и предупредила, что в другой раз ничего делать не будет. После этого о революции на кузнецовском заводе напрочь забыли.
После 1917 года, конечно же, все дело Кузнецова пошло прахом.
Обсудить
Рекомендуем