Рассказы из русской истории

Владимир Мединский. Михаил Скобелев – жизнь и загадки "Белого генерала"

Читать на сайте radiosputnik.ru
Военная история России дала множество выдающихся имён. Генерал Скобелев среди них - одно из самых ярких. Потомственный генерал и выдающийся стратег, Скобелев не только заслужил сравнение с самим Суворовым и успешно действовал на полях сражений, но и предвидел войны будущего. О жизни и карьере Михаила Скобелева – в авторской программе Владимира Мединского "Рассказы из русской истории".
Владимир Мединский: генерал Скобелев, который известен в литературе и народе как "белый генерал", личность удивительная. Я считаю Скобелева последним романтиком Российской империи, по крайней мере в военном отношении. У нас таких романтических фигур, удивительных самородков с необычным происхождением, пользовавшихся такой невероятной популярностью и в солдатской, и в народной, гражданской среде, наверное, с той поры и не было.
Владимир Мединский (о том, почему не завоевали Контантинополь): Скобелев стоял на окраине Константинополя. Сегодня это уже городская черта. Он делал демонстративные, мнимые штурмы и вылазки, показывая, что он может взять город практически без боя. От места, где располагалась ставка Скобелева, до собора Святой Софии было километров 15. Скобелев писал главнокомандующему, великому князю Николаю Николаевичу: "Позвольте мне взять Константинополь своим авангардом, а потом с позором увольте меня из армии, но только оставьте город за нами". Когда он получил приказ отходить, как вспоминал Немирович-Данченко, у этого храбрейшего, не подверженного никаким эмоциям боевого офицера на сухом лице стояли слезы. Многовековая мечта русских – собор Святой Софии, "Москва – Третий Рим" – все это было на расстоянии вытянутой руки. Но Александр II и правительство в Санкт-Петербурге не решились, опасаясь повторения Крымской войны, когда все будут против нас.
Владимир Мединский: друзья Скобелева прославили его. Это и журналист, военный корреспондент, выражаясь современный языком, и, судя по всему, сотрудник российской разведки Немирович-Данченко, который много поспособствовал прославлению Скобелева при его жизни своими репортажами и после его смерти. Это и Верещагин – знаменитый художник-баталист. Он не писал парадных портретов Скобелева. Скобелев не разрешал писать с себя парадные портреты, потому что был человекам, как ни странно, суеверным. Была такая примета – стоит написать парадный потрет, и после этого тебя непременно убьют. Но и смерть Скобелева поспособствовала его славе, потому что подогревала интерес. Почему? Как его убили? Заговор? Чей заговор – англичан, немцев или это заговор внутри царской семьи, или это масоны? Там очень много версий есть.
Продолжение эфира программы слушайте здесь.
Такого Telegram-канала, как у нас, нет ни у кого. Он для тех, кто хочет делать выводы сам.
Обсудить
Рекомендуем