Сказано в эфире

Ушаков: адмирал, не проигравший ни одного сражения

Читать на сайте radiosputnik.ru
Четырнадцатого октября 1817 года скончался адмирал Федор Ушаков, командующий Черноморским флотом. Он одержал победы в 43 морских сражениях. Эта цифра не совсем точна, но доподлинно известно другое – он не потерпел ни единого поражения. О легендарном флотоводце – наш рассказ на радио Sputnik.
Почувствуйте разницу: Наполеон в Москве и ответный визит русских в Париж
В этот день, … лет назад
Федор Федорович Ушаков происходил из бедных ярославских дворян. Прижизненных его портретов не сохранилось. Вне поля брани он был чрезвычайно скромен, очень редко появлялся при дворе, сторонился балов и маскарадов. Зато в морском деле ему не было равных. Его отличал Потемкин. В одном из крейсерств в Черном море русский флот под командой графа Войновича был застигнут штормом. Ушаков, командовавший эскадрой, дал Войновичу сигнал и без его приказа зашел в бухту для укрытия. А флот Войновича сильно потрепало. Он нажаловался на Ушакова Потемкину: дескать, нарушил субординацию, действовал без приказа начальника. Светлейший князь спросил Ушакова о причине такого ослушания. Тот ответил просто:
– Виноват! Но так следовало.
Этот лаконичный и скромный ответ очень понравился Потемкину, и Ушаков вместо выговора получил повышение.
Во время русско-турецкой войны 1787-1791 годов Ушаков прославился в битвах при мысе Тендра и при Калиакрии 11 августа 1791 года. Калиакрия – это мыс в Болгарии. Османский флот был намного сильнее русского. Турецкий командующий Сеид-паша перед боем хвастливо заявил: "Я проучу Ушакова! Доставлю его в Стамбул в цепях, как зверя!".
А Ушаков на это ответил блестящей и молниеносной атакой, из которой вышел победителем. Турецкий флот был разбит, его остатки беспорядочно отступили к Константинополю. А посрамленный Сеид послал султану униженный доклад, который начинался словами: "О, великий! Твоего флота больше нет!".
Болгары считают битву при Калиакрии прологом к освобождению от турецкого ига.
Потом Ушаков успешно воевал против французов, взял крепость на острове Корфу. Эти подвиги весьма достоверно показаны в советском фильме 1953 года "Корабли штурмуют бастионы". Суворов, узнав о победе при Корфу, написал адмиралу восторженное письмо: "Россия в мире одна, она соперниц не имеет". А завершил Александр Васильевич свое послание восклицанием: "Ах, зачем я не был при Корфу хотя бы мичманом!".
Мемориальная композиция адмиралу Федору Ушакову у стен Новой Крепости в городе Керкира на острове Корфу.
Полководец и флотоводец были друзьями. Как-то раз Суворов спросил у присланного от Ушакова офицера-иностранца: "Здоров ли друг мой Федор Федорович?". Немец даже не понял, о ком его спрашивают. Ему шепнули, что об Ушакове. После чего тот бойко отрапортовал: "Господин адмирал фон Ушаков здоров". Чем вывел Суворова из себя. Он с гневом закричал: "Возьми к себе свое "фон", раздавай, кому хочешь, а победителя Турецкого флота на Черном море, потрясшего Дарданеллы и покорившего Корфу, называй Федор Федорович Ушаков!".
Однако адмирал в службе был полной противоположностью Суворова. Ушаков отличался большой строгостью как по отношению к матросам, так и к офицерам. Он был немногословен и обладал достаточно суровым характером. А Суворов, как известно, любил пошутить с солдатами. Но суровость адмирала по отношению к нарушителям порядка сочеталась со справедливостью и зачастую великодушием. Ушаков, например, просил императора простить виновного офицера "ради его малолетних детей" и нередко ходатайствовал о восстановлении в должности офицеров, разжалованных за какие-либо незначительные проступки.
Адмирал крайне отрицательно относился к алкоголю. Он категорически запрещал пить подчиненным больше полагающейся им порции. Если же это все-таки происходило, и Ушаков обнаруживал пьяным кого-либо из матросов, то наказанию подвергались их непосредственные командиры. В то же время Федор Федорович строго следил за питанием и здоровьем моряков. В 1792 году он из личных сбережений пожертвовал большую сумму – 13 с половиной тысяч рублей – на закупку мяса для личного состава и медикаментов для госпиталей Севастополя.
Скульптурный портрет адмирала Федора Ушакова, восстановленный по сохранившемуся черепу советским ученым-антропологом Михаилом Герасимовым.
В царствование Александра I адмирал вышел в отставку и закончил свои дни в безвестности в своей тамбовской деревеньке, близ Санаксарского монастыря.
К началу ХХ века Ушаков был почти забыт. Ему не ставили памятников, о нем не писали книг. Вспомнили об Ушакове лишь в годы Великой Отечественной войны, когда появилась идея учреждения высшей военно-морской награды – ордена, которым бы награждались флотоводцы. По образцу ордена Суворова. Возник вопрос: чьим именем назвать награду? Адмирал Николай Герасимович Кузнецов предложил Сталину две кандидатуры – Нахимова и Ушакова. Тот спросил, а кого сам Кузнецов ставит выше? Ушакова, убежденно сказал адмирал. Он изменил тактику морского боя, не потерпел ни одного поражения. В итоге появились ордена и Ушакова, и Нахимова.
А в 2001 году Русской православной церковью флотоводец был причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
Кстати, есть много вопросов по поводу того, как доподлинно выглядел Ушаков. Те его изображения, которые ныне существуют, сильно разнятся между собой. Советский антрополог Михаил Михайлович Герасимов в 1940-х годах по черепу восстановил прижизненный облик легендарного адмирала. И он оказался совсем не похож на известный портрет Ушакова, хранящийся в Эрмитаже.
Автор Владимир Бычков, радио Sputnik
"Несчастный счастливец": граф Матвей Дмитриев-Мамонов
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм–канале.
Обсудить
Рекомендуем