Калининградская область вновь в новостных лентах. История с транзитом через Литву на какое-то время утихла. Теперь – новый виток: лимит транспортировки через прибалтийскую республику исчерпан. А с 1 сентября "Шяуляй банк" прекращает банковские операции с Россией.
Как известно, после распада СССР взаимной любви между Россией и Литвой никогда не было. С другой стороны – и особо жесткого противостояния между странами не наблюдалось: находились компромиссы, пока не началась русофобская кампания коллективного Запада.
Сейчас отношения между Москвой и Вильнюсом, мягко говоря, далеки даже от удовлетворительных. Литве выпал шанс насолить соседу, и Вильнюс решил отыграться на российском эксклаве. А подачка была сделана Брюсселем. Правда, еврокомиссары массу мутных пояснений сделали, мол, ЕС ничего не запрещал конкретно по Калининграду и никаких международных прав не нарушал.
Вильнюс все понял по-своему: установил лимиты на транспортировку из России в регион по железной дороге, перекрыл трассы российским фурам, а в сентябре литовский "Шяуляй банк" еще и расчеты за транзит прекращает. Мол, все в соответствии с санкциями Евросоюза.
По сути, Литва устроила реальную блокаду региону. Сейчас, по словам главы Калининградской области Антона Алиханова, все лимиты исчерпаны, и как дальше будет жить область без российского снабжения, пока не понятно.
Власти прибалтийской республики содействовать в решении транзитного вопроса отказываются. Тем самым Вильнюс искусственно обостряет ситуацию, в частности, "проблему финансового обслуживания перевозок". Тем не менее, посол по особым поручениям внешнеполитического ведомства России Алексей Исаков заверил, что МИД РФ "продолжит добиваться урегулирования ситуации в контактах с Вильнюсом и Брюсселем".
Так или иначе, Москва и Калининград, естественно, приложат максимум усилий, дабы снабдить регион всем необходимым. Вопрос только в том, как долго будут в этот раз артачиться Брюссель и Вильнюс, прежде чем соизволят соблюсти все договоренности с Россией, которые обязывают Литву не мешать поставкам в российский эксклав. Ведь это соглашение было одним из условий вхождения страны в Евросоюз.
Пока же калининградским властям приходится уповать на паромную переправу и согласовывать с Москвой увеличение числа судов, которые будут курсировать между Усть-Лугой и Балтийском, обеспечивая жизнеспособность области.
Автор Олег Обухов, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.