Узнать за 90 секунд

Скандальная картина Репина "Парижское кафе"

Читать на сайте radiosputnik.ru
Пятого августа 1844 года родился художник Илья Ефимович Репин.
Сын военного поселенца уже в 28 лет потряс публику "Бурлаками на Волге". Потом были и "Запорожцы", и "Иван Грозный, убивающий своего сына". В 58 лет Репин напишет грандиозное, почти мистическое полотно "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года".
Впрочем, Корней Чуковский в своих воспоминаниях о художнике едко заметил, что "Репин везде видел бурлаков". Но это совсем не так. В молодости за дипломную картину "Воскрешение дочери Иаира" Репин был награжден Большой золотою медалью Академии художеств и получил право на длительную стажировку за границей. Целый год он провел в Париже, где среди прочего, не без влияния французских импрессионистов, написал картину "Парижское кафе". Сюжет ее прост: праздничная атмосфера вечернего шумного кафе, светские наряды дам и безукоризненные костюмы парижских буржуа. В центре полотна – молодая женщина с зонтиком в руках. Ничего, казалось бы, необычного. Однако эта картина Репина вызвала форменный скандал не только у русской публики, но и у французов. Почему? А потому что дама с зонтиком пришла в кафе одна, без сопровождения! Так тогда расхаживали по балам да ресторанам только женщины с, так сказать, пониженной социальной ответственностью. Однако при этом она сидит за столиком самоуверенная, гордая, с вызовом как во взгляде, так и во всей позе. Кто она? Чересчур эмансипированная особа или все-таки кокотка в поисках клиента? На нее с негодованием взирает пышно одетая дама справа. А вот ее спутник, усатый мужчина, с большим интересом рассматривает героиню. А еще два франта, выходящие из заведения, даже не скрывают своего удивления. Как?! Женщина одна явилась в кафе! В общем, по понятиям тех времен – форменное безобразие.
Репину для этого образа позировала звезда Парижа – певица, примадонна парижского театра "Буфф-Паризьен" Анна Жюдик, стоявшая у истоков французского шансона.
Репин все-таки выставил картину на Парижском салоне 1875 года. Однако под влиянием скандализированной публики и критиков он ее слегка "подправил": погасил дерзкий взгляд молодой дамы, опустил ей глаза. И теперь она уже выглядела скорее жертвой обстоятельств, нежели нарушительницей приличий.
А в 1936 году шведский коллекционер Мартин Монсон, купивший за много лет до этого репинскую работу, провел рентгенологическое исследование полотна. По его просьбе реставраторы сняли последние правки художника – и к героине "Парижского кафе" вернулся дерзкий и самоуверенный взгляд.
Обсудить
Рекомендуем