ИЗОЛЕНТА live

Энергетический кризис, "чистка" в ВСУ, культурный код и новый русский

Читать на сайте radiosputnik.ru
В каких условиях Европа переживает энергетический кризис и при чем тут 2008 год? Почему на Украине началась "чистка" в ВСУ? Какие планы строят власти Латвии, говоря про русских? Что такое культурный код и в чем он выражается? И почему русский язык постоянно меняется? Об этом и не только в программе "ИЗОЛЕНТА live" на радио Sputnik c Петром Лидовым и Трофимом Татаренковым.
Гости:
- зам.генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов;
- политолог Дмитрий Никотин;
- шеф-редактор Sputnik Литва Марат Касем;
- сценарист, режиссер, продюсер Андрей Шальопа;
- заведующая лабораторией филологических исследований Института русского языка им. Пушкина Александра Ольховская.
Александр Фролов: аномальная жара на европейской энергетике сказывается плохо, на нашей хорошо. На самом деле аномальная жара, этот термин не очень справедливо использовать после 2021 года, когда подобная жара была еще и в июне, то есть она была более продолжительной. И настолько ли она теперь аномальна, может быть теперь новая летняя норма? Напомню, что в 2021 году произошло интересное событие. Обычно есть один пик спроса на газ - это зимний пик. Но в прошлом году возник и летний пик спроса на газ, что привело к тем событиям, в рамках которых мы живем до сих пор, а именно к мировому энергетическому кризису. Это была не основная причина, но одна из фундаментальных причин. То, что происходит сейчас, отчасти повторение событий 2021 года.
Дмитрий Никотин: 650 уголовных дел - это только СБУ. Еще не говорят про МВД, кстати - это загадка. Генпрокурора и главу СБУ убрали, а, например, про МВД - никого не волнует количество сотрудников, перешедших на сторону России. Это к вопросу, зачем все эти отставки срочно были нужны. Причем, я бы хотел напомнить, что год назад Зеленский называл своего друга Баканова лучшим главой СБУ за все время существования службы. Вот как за год все изменилось. Увольнение идет по статье о действиях, повлекших за собой гибель, в том числе граждан.
Марат Касем: президент Латвии Левитс дал интервью иноагенту Алексею Венедиктову*, который представлял RTVI. В общем, наговорил там очень много. Отдельно замечу, кто бы как не относился к Венедиктову, но задавал он ему неприятные вопросы, и Левитс, конечно, дергался, очень елозил. Он не ожидал, он думал, его будут облизывать, как это обычно бывает, когда приходят представители какой-то либеральной общественности, а тут получилось немножечко по-другому. Ну и наговорил он, конечно, такого! Мне иногда кажется, что это какой-то сон или у меня какая-то серьезная ментальная болезнь. Потому что, когда слышишь от президента фразу, что третировать часть собственного населения - это защита демократии, а закрыть СМИ - это демократия самозащищается, мне кажется, что я в каком-то шизофреническом бреду нахожусь, и все это мне снится. Ну не можем же мы на полном серьезе обсуждать этот бред.
Андрей Шальопа: если мы говорим про культурный код, то на мой взгляд, он состоит из всеми узнаваемых кусков, через которые любой член нашего этноса, нашего общества легко подключается к другому. То есть, если мы в беседе говорим: "Семен Семеныч" или "Я мзду не беру, мне за державу обидно", - то все понимают, о чем речь. Это значит, на самом деле, как мне представляется, в культурный код входят не целые большие произведения, а куски, но очень значимые, очень запоминающиеся куски, из которых этот код состоит.
Александра Ольховская: феминитивизация - это сложная тема, причем не столько в лингвистическом аспекте, сколько в психологическом. Потому что общество очень бурно реагирует на искусственную феминитивизацию, которая, конечно, вызвана не настоящими, реальными требованиями языка, его естественным развитием, а требованиями гендерной корректности так называемой. И вот эти все феминитивы - авторка, режиссерка - они, кстати, в отличие от конгрессвуманки, читаемые, понятные людям, но они вызывают очень большой шквал негативных эмоций, как правило раздражают, потому что они искусственные. Хотя вообще феминитивы - это нормальная реальность языка. Они были и есть всегда. Например, учительница и певица. Но проблема в том, что естественная феминитивизация происходит очень медленно, намного медленнее, чем этого бы хотелось ярым представителям некоторых политических движений.
* Признан в России СМИ-иноагентом.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем