Музей, театр и центр семейной истории - такой сегодня стала усадьба Поленовых в Тульской области. О жизнь в историческом месте, традициях Поленовых, сохранении классической культуры и просветительской деятельности в программе "Починяем примус с Евгением Примаковым".
Гость: директор музея-заповедника В. Д. Поленова Наталья Поленова.
Наталья Поленова: я испытываю определенный трепет, особенно с тех пор, как я осталась единственной хозяйкой этого дома. И раньше на нас лежала большая ответственность, но мы могли ее немножко разделять между собой, а сейчас я, получается, одна стою на роковой очереди. И поэтому, конечно, я испытываю определенный трепет и именно страх за лестницы, они очень старые, скрипучие, простояли уже 130 лет, помнят очень многое, помнят всех людей, которые прошли через этот дом.
Наталья Поленова: это не легенда, это исторический факт о том, что Василий Дмитриевич Поленов свое большое полотно "Кто из вас без греха" или "Христос и грешница" продал. Император Александр III приобрел ее, как считается, для своей бильярдной. Сейчас это полотно находится в Русском музее в императорской коллекции. Оно было приобретено еще до вернисажа, когда императорская семья пришла просто посетить выставку до ее открытия. За картину император заплатил большие деньги, и это позволило Василию Дмитриевичу осуществить главную мечту своей жизни - купить землю и построить дом.
Наталья Поленова: я другой жизни не знаю, я здесь родилась, выросла, отвлекалась на учебу в школе, в институте, на несколько лет уезжала во Францию. Сначала в детстве это был какой-то разрыв с местом, которое я любила, где выросла. А уже когда во Франции жила, я очень была довольна тому, что я не в этом кипящем котле, а могу сконцентрироваться на воспитании детей, на своей личной жизни частного человека, и так далее. Но в любом случае, так или иначе, я все свои периоды жизни вне Поленово воспринимала, как некие паузы, какой-то промежуток. И я другой жизни не знаю.
Наталья Поленова: что такое музей? Изначально - это музеон, это музы, это хранилище, какое-то сакральное хранилище артефактов. Это понятие у музея никто не отнимал, потому что ты берешь какой-то предмет, например, кружку, и я просто ее показываю и говорю: "Вот кружка", - а потом говорю: "А из нее пил Наполеон". Тут уже как-то начинают нервничать. А потом мы ее ставим в интерьер и говорим: "В этой комнате, перед тем, как умереть…" Я говорю о том, что создает музейный интерьер.
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.