Сказано в эфире

Портал в историю: что нужно знать о Бранденбургских воротах

Читать на сайте radiosputnik.ru
Бранденбургские ворота в Берлине – одна из главных достопримечательностей Германии. Где именно находится этот символ страны, его детальное описание и история – в материале радио Sputnik.
Кто не был в Лувре, тот не был в Париже
Бранденбургские ворота. Описание
Двенадцать величественных колонн, стоящих в два ряда, пять проходов между ними (центральный шире остальных), сверху горизонтальное перекрытие, увенчанное искусной шестиметровой статуей древнеримской богини Виктории в колеснице, запряженной четверкой лошадей. По бокам – два павильона, выполненных в неоклассическом стиле, как и вся постройка. Ширина ворот превышает 60 метров, глубина – 11 метров. Все сооружение (кроме бронзовой статуи) выполнено из песчаника, изначально оно было белым, сейчас покрашено в песочный цвет. Высота колонн – более 13 метров, диаметр у основания – почти 2 метра. Высота всей конструкции – 26 метров.
Строго говоря, Бранденбургские ворота воротами не являются, это так называемые пропилеи – парадный вход, каким его видели древние греки. Собственно, одним из самых выдающихся сооружением Древней Греции – афинским Акрополем, а точнее его пропилеями и вдохновлялись создатели Бранденбургских ворот.
Вид на Бранденбургские ворота в Берлине
История, архитектура и особенности
В XVII веке Берлин окружала таможенная стена с восемнадцатью воротами. Ее задача состояла в том, чтобы упорядочить городскую торговлю. Центральные ворота стояли на дороге, которая вела в город Бранденбург на реке Хафель. Поначалу они представляли собой невзрачное деревянное строение, выполнявшее сугубо утилитарные функции. Но в 1786 году на прусский престол взошел король Фридрих Вильгельм II, любивший пышность и роскошь, и увлекавшийся архитектурой. Он-то и решил сделать Бранденбургские ворота чем-то более значимым.
В 1787 году Фридрих провел военную кампанию в Нидерландах, где тогда происходила Батавская революция – борьба за власть между сторонниками Оранского дома и штатгальтера (правителя) Вильгельма V и их противниками, которых называют патриотами. Последние требовали демократических реформ и большей ориентации на национальные интересы. В результате прусские войска разогнали восставших, и Вильгельм V, приходившийся прусскому королю зятем, сохранил власть. Разумеется, Фридрих обосновывал интервенцию стремлением установить мир. А потому и перестроенные в честь успешной кампании Бранденбургские ворота он решил назвать Воротами мира. Впрочем, название как-то не прижилось, и все продолжили называть сооружение по старинке.
Работа над проектом началась в 1788 году и закончилась три года спустя. Его концепцию придумал сам Фридрих, который ассоциировал себя с великим древнегреческим деятелем Периклом. Отсюда и стиль, в котором была выполнена постройка (чаще подобные сооружение подражали древнеримским триумфальным аркам). Непосредственно работой над Триумфальной аркой руководил архитектор Карл Готхард Лангханс. Интересно, что профильного образования он не имел: в университете он изучал право, математику и языки, а искусство строительства постигал самостоятельно и при помощи частных уроков. Но это не помешало ему сначала работать архитектором прусских принцев, а потом и вовсе стать одним из родоначальников нового стиля – берлинского классицизма.
К 1791 году работа над воротами в основном была закончена, а еще два года спустя на них водрузили статую. При этом первоначально колесницей управляла не Виктория, а древнегреческая богиня мира Эйрена (по одной из версий, ее ваяли с любовницы Фридриха графини Вильгемины фон Лихтенау, сам скульптор – Иоганн Готфрид Шадов утверждал, что моделью стала дочь кузнеца). Но вскоре началась эпоха Наполеона. В 1806 году его войска одержали победу над Пруссией, а скульптура стала одним из трофеев, ее разрезали на части и увезли в Париж, за что берлинцы прозвали французского императора "конокрадом".
Когда Наполеон был окончательно разбит в 1814 году, статуя вернулась на законное место. И вот тогда она уже и стала Викторией путем простого переименования и добавления новых атрибутов – железного креста с венком из дубовых листьев и прусским геральдическим орлом.
В XIX веке таможенную стену ликвидировали, как и 17 ее ворот. Остались только Бранденбургские. В 1871 году через них прошел парад в честь победы во Франко-Прусской войне и провозглашения Германской империи или Второго рейха.
Третий рейх строили уже нацисты, которые тоже решили отпраздновать захват власти шествием через Бранденбургские ворота в 1933 году. А через 12 лет над сооружением уже реял красный флаг.
К 1956 году ворота восстановили по довоенным слепкам, спустя два года снова появилась и квадрига – сначала с советским флагом, а потом и восточногерманским (вся скульптурная группа будет отреставрирована только к 1991 году). В 1961-м началось сооружение Берлинской стены, и один из символов германской нации оказался на запретной полосе: к воротам невозможно было подойти ни с восточной, ни с западной стороны.
Почти три десятка лет Бранденбургские ворота будут иллюстрацией разделенного народа. Но в 1990 году, с падением стены, символизм изменится на прямо противоположный – в ночь со 2 на 3 октября там официально отпраздновали объединение Германии. С тех пор перед воротами регулярно устраивают концерты и праздники. Сооружение используется и для политических акций. Так, 8 мая 2020 года на воротах высветили дату подписания Акта капитуляции германских вооруженных сил и слово "спасибо" на русском, английском, французском и немецком языках.
В павильонах, находящихся по бокам ворот, сейчас расположены туристический информационный центр и Зал молчания – место, где в тишине можно поразмыслить над уроками немецкой истории.
Вид на Бранденбургские ворота с улицы Унтер ден Линден в Берлине
Информация для туристов. Как добраться
Бранденбургские ворота расположены самом в центре Берлина, на Парижской площади. Автобусы №100, S1 и TXL идут до остановки Brandenburger Tor, туда же прибывают пригородные поезда S1, S2, S25 и S26. Также рядом находится остановка Behrenstr./Wilhelmstr., туда идут автобусы №200 и N2. Если едете на машине по оживленной Эбертштрассе, мимо не проскочите.
Режим работы, цены
Бранденбургские ворота открыты круглогодично, 24/7. Никаких билетов приобретать не нужно.
Достопримечательности рядом
Все вокруг – одна сплошная достопримечательность. Но есть особенные. Чуть севернее ворот – Рейхстаг, где сейчас заседает немецкий парламент – самый посещаемый в мире. Туда можно пойти на экскурсию, а если записаться заранее, то и подняться на смотровую площадку. Парижская площадь – всецело во власти пешеходов: на ней обосновались уличные артисты. Там же здания посольств. С восточной стороны площадь переходит в самый известный бульвар города – улицу Унтер-ден-Линден (Под липами), которая ведет на Музейный остров с Берлинским кафедральным собором и пятью музеями, по которым можно ходить не один день. К югу от ворот расположен мемориал жертвам холокоста – огромное поле из более чем 2700 серых бетонных тумб. А к западу раскинулся огромный парк Большой Тиргартен. Там есть мемориал павшим советским воинам. В конце парка расположен Берлинский зоопарк – один из крупнейших в мире по количеству видов животных.
"Мало не покажется". Валерий Федоров о попытках пересмотра истории Европы
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем