Сказано в эфире

Мраморные кружева Миланского собора

Читать на сайте radiosputnik.ru
Миланский собор во втором по величине городе Италии оставляет неизгладимое впечатление своими архитектурными изысками. Но и история у Дуомо непростая, ведь его строительство продолжалось несколько столетий.
Гора Фудзи и окрестности: что нужно знать путешественнику
Особенности Миланского собора
Их много. Во-первых, глядя на него со стороны возникает ощущение легкости всей конструкции, какой-то необыкновенной, сказочной изящности. Между тем это настоящая громадина – по размерам он входит в число крупнейших храмов Европы. Во-вторых, у Дуомо просто невероятное количество украшений тончайшей работы. Одних только статуй 3400. Плюс 135 шпилей, это мировой рекорд. В-третьих, это единственный готический собор в Европе, выполненный целиком из белого мрамора. В-четвертых, там хранится сразу несколько святынь. Ну и в-пятых, строилось все это великолепие аж несколько веков. И вот почему.
История
Место, на котором стоит собор (правильно его называть Собор Рождества Девы Марии), можно сказать, намоленное. В древности, еще до нашей эры, там было кельтское святилище, потом римский храм богини Минервы, покровительствующей ученым и людям творческих профессий. В IV веке нашей эры там сначала был баптистерий (здание для крещения), а чуть позднее появилась церковь Святой Феклы (по преданию, дважды ее пытались предать мучительной казни из-за веры, но безуспешно). В VII веке появляется храм уже в честь Богородицы – покровительницы Милана – Санта-Марии Маджоре. Но в 1075 году там произошел пожар и церковь пришла в запустение. Наконец, в конце XIV века было решено возвести на этом месте кафедральный собор.
Миланский кафедральный собор в Италии
Формально повеление исходило от епископа Антонио да Салуццо в 1386 году. Но тут нужно знать контекст. Важная, если не важнейшая роль в строительстве принадлежит Джану Галеаццо из рода Висконти. За год до этого – в 1385 году – он низложил своего дядюшку Бернабо Висконти, вместе с которым управлял миланской сеньорией. Отношения с родственником не заладились задолго до этого, и в итоге Джан Галеаццо выманил соправителя из Милана, арестовал, обвинил в разных преступлениях и упек в тюрьму, где тот и скончался при невыясненных обстоятельствах. Хотя и народ, и соседние государства были не против нового единоличного правителя (позднее он станет герцогом), и представительный орган единогласно одобрил передачу ему всей власти, получилось все же как-то нехорошо. Так почему бы не упрочить власть и не облегчить душу постройкой чего-то грандиозного и богоугодного?
Если первоначально собор планировали сооружать из кирпичей, то именно Джан Галеаццо настоял на том, чтобы материалом стал благородный белый мрамор из его владений. Камень добывали километрах в ста от стройплощадки, его доставляли по сложной системе водных путей. Висконти разрешил брать его только на постройку собора, причем безвозмездно.
При этом правителю хотелось, чтобы великий храм был не хуже, чем у немцев с их Кельнским собором и у французов с Нотр-Дам-де-Пари. Отсюда и выбор стиля в пользу готики – до того она не особенно была распространена в Италии. Да не просто готики, а ее пламенеющей версии с особенно вычурными очертаниями, напоминающими языки пламени. Поначалу собор строил итальянский архитектор, но потом эту работу поручали французам (родоначальникам стиля) и немцам – тоже нетипичный для страны случай.
Впрочем, одной только готикой дело не ограничилось – в конце XV века к собору снова приложили руку итальянцы: Леонардо-да-Винчи и Браманте, которые консультировали своего соотечественника – архитектора проекта. Считается, что благодаря их влиянию в храме прослеживаются элементы ренессансного стиля, в том числе купол с основанием в форме восьмиугольника.
Но только спустя примерно сто лет Дуомо начал полноценно функционировать. Еще примерно через 200 лет у собора появился шпиль, увенчанный бронзовой позолоченной статуей Мадонны высотой четыре метра (Мадоннина или "Мадонночка", как ее любя называют миланцы). В правой руке у Девы Марии алебарда с крестом, над головой нимб из звезд. Но и на этом строительство не закончилось.
Своим нынешним ажурным внешним видом храм обязан не кому-нибудь, а самому Наполеону, который в 1805 году утвердил проект фасада и крыши с ее "каменным лесом" из более ста шпилей и башенок. В том же году император Франции был провозглашен в Дуомо еще и королем Италии. Дальше оставалась только работа над декором, которая и продолжалась до шестидесятых годов прошлого века – добавлялись статуи и витражи.
В итоге проект стал заложником собственного масштаба – если бы сооружение было скромнее, и на него время от времени не заканчивались бы средства, построить собор удалось бы быстрее, но это был бы совсем другой храм.
Архитектура
Снаружи. Собор в длину – 158 метров, в ширину – 92 метра, а высота шпиля – 106 с половиной метров. Если смотреть на храм сверху, то по форме он представляет собой огромный крест. Кроме готики и элементов ренессансного стиля видно и влияние барокко – прежде всего в том, как храм оформлен снаружи. По внешним украшениям собора можно изучать Священное писание, скульптуры на стенах представляют основные библейские сюжеты (изгнание из рая, Давид после поединка с Голиафом, Самсон, побеждающий льва, жертвоприношение Исаака). Но не только религиозные картины разворачиваются перед наблюдателем – есть и исторические сюжеты (рыцари против сарацин), и мифические существа, и даже фигуры боксеров. Всего снаружи находится 2300 статуй. А вот колокольни нет, хотя есть колокола – они помещены под главным шпилем.
Внутри. Собор вмещает до 40 тысяч человек. Внутреннее убранство гораздо темнее, чем стены снаружи с их украшениями. Под крышей – 52 огромные, но при этом изящные колонны – по числу недель в году. И снова статуи, статуи, статуи... А еще витражи – первые шесть справа – самые старинные, они относятся к XV веку. Всего у собора 45 витражных окон. На полу находятся плиты с захоронениями. Внизу расположена крипта – там хранятся мощи святого Карла Борромео – архиепископа Милана, который, как считается, своими молитвами помог остановить эпидемию чумы в конце XVI века. Он же освятил храм. Еще ниже – археологическая зона с руинами церкви святой Феклы и еще более древнего баптистерия.
Смотровая площадка. Самая высока точка смотровой площадки Дуомо находится на высоте 60 метров – туда можно подняться по лестнице и на лифте. Сверху – вид на Милан с высоты птичьего полета – бурлящий жизнью город простирается почти до горизонта, но в погожие дни можно даже рассмотреть горы – Альпы и Апеннины. А еще изваяния святых, исторических персонажей, птиц, зверей и чудовищ. Крыша тоже огромна – она состоит из нескольких уровней, связанных переходами и лестницами.
Музей собора
Музей находится неподалеку с правой стороны от собора. Внутри – Дуомо, уменьшенный в 20 раз, копии некоторых статуй, материалы, связанные с историей строительства, предметы культа, датируемые начиная с V века, и серебряное древо с мощами всех апостолов.
Интересные факты
Главная святыня Дуомо – один из гвоздей, как считается, использовавшихся при распятии Христа. 14 сентября реликвию показывают прихожанам – для этого архиепископ поднимается за святыней на специальном приспособлении – лифте на высоту более 40 метров.
Еще одна святыня – мощи (глава) святой Феклы находятся в левом приделе собора, носящем имя мученицы.
В Дуомо находится крупнейший в Италии орган – у него более 15 тысяч труб. В Европе он уступает только инструменту, установленному в соборе германского Пассау.
Собор используется как концертная площадка, там слушают и религиозную, и светскую музыку.
Duomo означает просто "собор", чаще всего подразумевается кафедральный собор, в котором богослужения возглавляет священнослужитель высшей степени священства. Так что свой Дуомо есть практически в каждом крупном городе Италии.
В Милане римские императоры приняли решение уравнять в правах все религии империи, и, следовательно, прекратить преследование христиан.
Информация для туристов
Важно помнить, что собор – это не музей, а действующий храм. Отсюда дресс-код с закрытыми плечами и ногами и требование благопристойного поведения внутри. Все правила изложены на табличке у входа. Традиционный совет: приходите пораньше. Ежегодно Дуомо посещают до 700 тысяч человек.
Как добраться. Собор находится в историческом центре Милана на Piazza del Duomo. Прямо напротив храма находится станция метро Duomo.
Режим работы. Без выходных с 9 утра до 7 вечера, продавать билеты перестают в 18:00, последних посетителей пускают в 18:10. Музей открывается в 10:00 и закрыт по понедельникам. Кстати, верующих, тех кто пришел в храм не ради того, чтобы посмотреть на достопримечательности, начинают пускать с 6:50 или с 8:00 в зависимости от входа. Плата в этом случает не взимается. А вот туристам придется раскошелиться.
Цены. Билеты продаются в музее Дуомо. За 20 евро можно купить обычный билет в музей, собор, археологическую зону и подняться на лифте на смотровую площадку. Все то же самое, но с подъемом наверх по ступенькам обойдется на 5 евро дешевле. За 10 евро можно посетить собор с археологической зоной и музей, но не смотровую площадку. За 5 – только собор или только музей. Плюс есть опция просто подняться на смотровую площадку – от 10 до 15 евро в зависимости от времени и варианта подъема.
Экскурсии проводятся сотрудниками комплекса и стоят от 5 до 48 евро с человека в зависимости от формата и числа экскурсантов в группе.
"Бьют в колокола". Эксперт о ситуации с туристическим сезоном в Крыму
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем