25 апреля 1719 года в Лондоне вышло в свет первое издание романа Даниэля Дефо про Робинзона Крузо.
"Робинзон Крузо" был первым произведением уже немолодого автора. Потому что главным делом своей жизни Дефо считал вовсе не писательство, а шпионаж. Разведчиками, кстати, были и многие английские литераторы: Кристофер Марло, Киплинг, Ян Флеминг, переводчик "Камасутры" сэр Ричард Бёртон, Грэм Грин, Сомерсет Моэм. Однако Даниэль Дефо был самым известным шпионом – его вполне можно назвать одним из основателей современных британских секретных служб. Хотя, конечно же, сама разведка появилась задолго до его рождения.
А все началось... с позорного столба. Даниэль Дефо был осужден за памфлет к тюремному заключению, денежному штрафу и к позорному столбу на площади. И дабы смягчить наказание Дефо направил спикеру парламента Роберту Харли доклад, в котором предлагал создать специальную службу, которая занималась бы разведкой и контрразведкой. Харли план понравился. Он добился освобождения Дефо из тюрьмы, и поручил реализовать замысел на практике.
А главной особенностью предложенной Дефо Секретной разведывательной службы было то, что официально ее как бы не существовало – она не была государственной структурой. Это была частная "контора", которая действовала по заказам правительства. Статус государственного учреждения СИС/МИ-6 получит только в 1909 году.
А что касается самого известного персонажа Дефо Робинзона Крузо, то у него был вполне себе реальный прототип – шотландец Александр Селкирк. Он поссорился с капитаном корабля и был высажен на берег необитаемого острова Мас-а-Тьера, где провел четыре года. Этот остров в Тихом океане входит в архипелаг Хуан Фернандес, принадлежащий ныне Чили.
А вот второй роман Дефо – "Дальнейшие приключения Робинзона Крузо" – менее известен в России. В нем Робинзон, вновь побывавший на своем злосчастном острове, добирается в Европу через всю Россию. В Тобольске, столице Сибирской губернии, он встречает ссыльного князя, бывшего царского министра. Его прототипом, возможно, стал князь Василий Васильевич Голицын, фаворит царевны Софьи Алексеевны. Робинзон Крузо находит много общего между своей судьбой и судьбой князя, и даже называет Голицына "сибирским робинзоном".