Заплати шесть долларов и приходи со своим произведением. Француз Марсель Дюшан так и сделал, чтобы стать участником выставки Общества независимых художников: внес деньги и пришел с писсуаром.
Выставка открылась в апреле 1917 года в Нью-Йорке. Она декларировала свободное художественное высказывание. Дюшан понял девиз слишком буквально. Зашел в магазин сантехники, купил писсуар и попытался представить его как арт-объект под названием "Фонтан". "Объект" не приняли, Дюшана прогнали; в существование художника, который якобы подписал "произведение", не поверили (на боку писсуара Дюшан вывел красной краской фамилию Мют (Mutt), что значит "Дурак").
Как ни странно, но отказ на участие в выставке сделал Дюшана знаменитостью. Его "Фонтан" окрестили новым направлением в искусстве: "реди мейд". Это значит, что за произведение искусства выдается готовая вещь – достаточно к ней что-нибудь приклеить, пририсовать или просто придумать ей новое название. Так к Марселю Дюшану пришла мировая слава. Коллекционеры и музеи современного искусства без конца заказывали ему "авторские копии" его "революционной" работы. Дюшан шел в магазин сантехники, покупал пару десятков писсуаров, рисовал на них красной краской слово "дурак" и продавал. Суммы становились все больше и со временем продолжили расти. Почти через 40 лет после смерти художника, в 2004 году, один из дюшановских "Фонтанов" был продан на аукционе "Сотбис" почти за 2 миллиона долларов!..
На известности Дюшана многие хотели подзаработать. Как-то одна из его подружек уверяла, что это она подарила Марселю писсуар, который он решил превратить в собственное произведение. А молодой коллега Дюшана однажды решил улучшить "Фонтан" – придать ему больше натурализма: пришел в музей французского города Ним, где находился один из подписанных писсуаров, и помочился в него. Но вместо славы получил месяц тюрьмы "за порчу музейного предмета".