Зимний дворец – важнейшая часть культурного наследия России, символ Санкт-Петербурга. Его площадь громадна, а значение колоссально. Сейчас в здании работает крупнейший музей страны – Государственный Эрмитаж. Описание дворца и его история – в статье радио Sputnik.
Зимний дворец
Зимний дворец – роскошный парадный дом царей Романовых. Почти два с половиной столетия он служил резиденцией императора и его семьи. Дворец уникален по своей архитектуре: выполнен в стиле барокко с элементами рококо, в нем шикарные по исполнению скульптуры, лепнина и декор. Дворец – один такой во всей Европе. Да и в мире тоже.
Описание
Зимний дворец отличает помпезность, торжественность и масштаб. Все это гармонично сочетается с особенным стилем и почерком его автора, архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Заглянув внутрь, вы сможете почувствовать императорский дух и стиль жизни, который был в этом дворце, когда его населяли венценосные особы, их дети, многочисленные слуги и гарнизон. Да, да, в Зимнем был небольшой гарнизон, который занимался охраной первых лиц государства.
Конструкция Зимнего дворца не раз менялась, до нас сооружение дошло в измененном виде: императоры вносили нечто новое, особенное в облик, интерьеры и планировку. Масштабный пожар 1837 года разрушил все убранство и многие художественные ценности, которые были размещены в здании. Но уцелел каркас, и дворец восстановили в кратчайшие сроки – всего-то за два года.
Зимний дворец располагается на Дворцовой площади и гармонирует с окружающим ландшафтом. Сейчас в здании размещается, пожалуй, главный российский музей – Петербургский Эрмитаж. Но это отдельная история, заслуживающая, разумеется, подробного рассказа.
Дворцовая площадь и Зимний дворец в Санкт-Петербурге
История
Вообще-то, в XVIII веке в Санкт-Петербурге были построены несколько зимних дворцов. Об этом, честно говоря, мало кто знает за пределами города. Принято считать, что в 1708 году для Петра Первого возвели так называемые "Зимние маленькие хоромы". Это одноэтажный деревянный домик с мезонином. Он был построен напротив Петропавловской крепости, чтобы пушки могли его защищать. Но это был не дворец, а, скорее, жилой частный дом "корабельного мастера Петра Михайлова", как отмечал современник. Царская семья прожила там до 1711 года. Дом, по указанию Петра, перевезли на Петровский остров. Была довольно веская причина: берега Невы тогда были низкие, поэтому жилище императора было решено отодвинуть подальше от неспокойных речных вод.
Спустя некоторое время на берегу Невы был возведен именно Первый Зимний дворец, в котором прошла свадебная церемония Петра Первого и Екатерины. Он был двухэтажным, с черепичной крышей и высоким крыльцом. В 1719-1721 годах был построен двухэтажный каменный Второй Зимний дворец, который после смерти императора был перестроен и расширен.
Взошедшая на трон четвертая дочь царя Ивана Пятого, Анна Иоанновна посчитала, что этот дворец очень скромный, и в 1731 году велела его перестроить архитектору Франческо Бартоломео Растрелли. Для нового строительства были выкуплены дома графов Федора Апраксина, Саввы Рагузинского и Григория Чернышева, сподвижника Петра Первого. За счет государственной казны также было приобретено здание Морской академии. Все эти здания были снесены, а на их месте через четыре года был построен Третий Зимний дворец. В Зимнем дворце Анны Иоанновны 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. Анна Иоанновна правила и жила в Третьем Зимнем дворце до 25 ноября 1741 года, когда младшая дочь Петра Первого Елизавета взяла власть в свои руки.
© Луи Каравак
Портрет императрицы Анны Иоанновны
Елизавета Петровна, вступив на трон, также решила переделать на свой вкус резиденцию. Она желала еще большей роскоши, нежели ее предшественница. К зданию дворца пристраивали корпуса. Для растущих потребностей императрицы требовалось куда больше помещений.
Первого января 1752 года Елизавета Петровна приняла решение о новом, более значительном расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Саввы Рагузинского и Павла Ягужинского. На новом месте Растрелли уже пристраивал новые корпуса к уже существующим, оформляя их в едином стиле со всем комплексом. Но в феврале 1753 года вышел указ Елизаветы Петровны, в нем были даны новые распоряжения:
«
"…При новом доме от реки и внутреннего двора быть немалой ломке и строению каменными зданиями вновь двух флигелей, чему сочинить обер-архитектору де Растреллию проект и чертежи и представить их на высочайшую Е. И. В. апробацию..."
А еще императрица желала увеличить высоту своего Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект, после чего решил возводить новое сооружение в другом месте. Но Елизавета Петровна отказалась – она не хотела переезжать. В результате здание начали строить заново, проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года.
В феврале 1755 года Ф.Б. Растрелли предоставил императрице проект временного Четвертого Зимнего дворца. Это было пышное деревянное здание из ста комнат, которое занимало два нынешних квартала от реки Мойки до Малой Морской улицы и от Невского проспекта до Кирпичного переулка. В нем в 1761 году и умерла Елизавета Петровна, а здание после смерти императрицы было разобрано.
Петербург начала 19 века
Строительство
Итак, императрица Елизавета Петровна утвердила новые чертежи 16 июня 1754 года. Эту дату считают началом строительства Пятого Зимнего дворца, последнего и сохранившегося до наших дней. Средства (почти 859 тысяч рублей) отвели из "прибыльных кабацких доходов" (сбор с питейной торговли). Но денег не хватило. Решили компенсировать дешевой рабочей силой. Сенат распорядился выслать в Петербург каменщиков, плотников, столяров и прочих мастеров. Им выдали по три рубля на дорогу, на месте шли уже довольно жесткие переговоры об условиях труда и жаловании.
Трудились более 4 тысяч рабочих, за которыми Растрелли наблюдал лично. Императрица торопила, осознавая, что от этого дворца зависит не только ее личный престиж, но и имидж всей России. Внушительное сооружение должно было стать символом богатства и мощи русского государства, об этом императрица говорила в своем обращении в Сенат через архитектора Растрелли:
«
"Строение того каменного Зимнего дворца строитца для одной славы всероссийской империи и по обстоятельству-де оному следует Правительствующему Сенату во всех случаях неотменно стараться, чтоб оное безостановочно приведено было к окончанию".
Парадная лестница в Зимнем дворце
Но Елизавета Петровна так и не дождалась переезда в новый дворец, как уже упоминалось выше, она умерла в конце 1761 года. Петр Третий, взошедший на трон, повелел окончить часть жилых и парадных помещений к Пасхе 1762 года. За это время были отделаны около ста комнат, театр, церковь и галерея. Но Петра Третьего вскоре убили, а строительство Зимнего дворца было завершено уже при Екатерине Второй. Ее вкусы были отличными от елизаветинских, она предпочитала классицизм. Растрелли-младшего от стройки отстранили. За это время под руководством мастера возвели само здание, однако отделку интерьеров поручили другим.
А создателя дворца – Растрелли – отправили на пенсию. В чине генерал-майора, заодно вручив ему орден. Это произошло после того, как 8 апреля 1762 года Зимний освятили. Архитектор вышел в отставку и уехал из Петербурга, увезя с собой обширный архив. Собрание его личных документов было найдено в 1940 году. В одном из документов итальянский зодчий с большой похвалой отзывался о мастерстве и добросовестности русских мастеров.
Вид на Зимний дворец с набережной
Зимний дворец в разные времена
Пятого февраля 1880 года в столовой Зимнего дворца народоволец Степан Халтурин совершил теракт, решив убить Александра Второго. Семья царя не пострадала, в результате нападения было убито 11 солдат Финляндского полка из личного караула императора, 56 получили ранения. Халтурин работал во дворце столяром, он сумел пронести внутрь динамит. Царь и правящая фамилия получили лишь психологический удар колоссальной силы. И стало понятно – от революционеров нельзя укрыться даже в главном, хорошо охраняемом дворце.
Зимний Дворец оставался резиденцией российских императоров вплоть до самого 1904 года. До тех пор, пока Николай Второй не перенес ее в Царское Село. В Зимнем же проводились торжественные приемы и парадные обеды, иногда туда заглядывал царь.
Девятого января 1905 года перед Зимним дворцом власти расстреляли мирную 150-тысячную демонстрацию рабочих: событие послужило прологом революции 1905-1907 годов. Рабочие хотели лишь отдать Николаю Второму петицию с просьбой о реформах. Но император был в тот день в Царском Селе. В результате столкновений манифестантов с регулярной армией погибли по меньшей мере 130 человек, включая и тех, кто умер от ранений в больницах. Такие данные опубликовали в правительстве. В реальности это число должно быть больше.
В феврале 1917 дворец заняли войска, перешедшие на сторону восставших. В июле того же года Зимний дворец – резиденция Временного правительства, объявившего национализацию царских дворцов. В ночь с 25 на 26 октября (7-8 ноября) 1917 солдаты и матросы штурмом взяли дворец и арестовали Временное правительство. 30 октября нарком Николай Луначарский объявил Зимний и Эрмитаж государственными музеями.
Зимний дворец на следующий день после штурма. Петроград
Кстати, в первые дни Октябрьской революции 1917 года огромное количество сокровищ Зимнего дворца похитили матросы и рабочие. Лишь через несколько дней Советское правительство догадалось взять здание под охрану. Через год дворец отдали под музей Революции, так что часть интерьеров перестроили. В послереволюционные годы в здании находились различные ведомства и учреждения. В 1922 году часть здания была передана музею Эрмитаж.
В первый день Великой Отечественной войны, 22 июня 1941 года, в подвалах Зимнего оборудовали 12 бомбоубежищ, в которых постоянно укрывались 2 тысячи человек. В годы Великой Отечественной войны в дворцовые здания попало 12 артиллерийских снарядов и 2 авиационных бомбы.
Во время Великой Отечественной войны дворец пострадал от авианалетов и артобстрелов. В 1945-1946 годах здание отреставрировали и тогда же весь Зимний дворец вошел в состав Эрмитажа.
Пожар
Грандиозный пожар в Зимнем дворце вспыхнул во времена правления императора Николая Первого. Это произошло 17 декабря 1837 года. Даже потрескались и рассыпались яшмовые колонны дворца, огонь бушевал в течение 30 часов. Жертвами пожара стали 13 солдат и пожарных. Хотя спасателям удалось отстоять Эрмитаж, вся внутренняя часть дворца сгорела. Очевидцы говорили, что пламя можно было увидеть за 70 верст от Петербурга. Свидетелем катастрофического события стал поэт Василий Жуковский.
«
"Вся громада дворца представляла огромный костер, с которого пламя то всходило к небу высоким столбом, под черными тучами черного дыма, то волновалось, как море, коего волны вскакивали огромными, зубчатыми языками, то вспыхивало скопом бесчисленных ракет, которые сыпали огненный дождь на все окрестные здания", – писал Жуковский.
На пожар лично прибыл Николай Первый, который в тот момент был в Большом театре. У дворца император обнаружил сильное задымление и повелел разбить окна на хорах Фельдмаршальского зала, попытавшись спасти людей от удушья. Однако приток свежего воздуха лишь дал новый импульс огню, который двигался в двух направлениях и к утру охватил все здание.
На место пожара начали прибывать гвардейские полки и другие военные команды, всего около 20 тысяч человек. Они спасли многочисленные документы государственных архивов, картины, мебель, скульптуры, часы, люстры, а также столовое серебро, фарфор, ценные подарки и сувениры. Все это просто лежало на Дворцовой площади и, что примечательно, не пропало ни одной вещи. По оценке историков, таким образом, петербуржцы с пониманием отнеслись к горю царской семьи.
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге
И все же огонь принес колоссальные потери. Он уничтожил интерьеры знаменитых архитекторов, таких как Джакомо Кваренга, Бартоломео Растрелли и Карла Росси, а также многочисленные рукописи, различные исторические хроники, многие произведения искусства.
Кое-кто из иностранцев говорил, что восстановить Зимний дворец после такого пожара вообще вряд ли удастся. Однако за пару лет ценой неимоверных усилий он был полностью восстановлен. Царские владения не только обновили, но и перепланировали. Этими работами руководил министр императорского двора князь Петр Волконский. Помимо этого, штат городской пожарной охраны был увеличен, а система реагирования на подобные ЧП доработана.
Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге
Архитектура
Архитектурная составляющая Зимнего дворца потрясающе многогранна. Автор проекта итальянец Растрелли следовал уникальному индивидуальному стилю. Он разумно и довольно органично совмещал элементы итальянского и петровского барокко, западноевропейского классицизма, рококо и традиции древнерусского зодчества. Последние архитектор тщательно изучал, путешествуя по России. Очень часто в источниках можно найти определение, что дворец был в итоге построен в стиле елизаветинского барокко. Разумеется, оно "впитало" в себя изящество, стиль и идеи предшествующих монарших особ. В общем, получился свой уникальный стиль, который называют русским барокко. Кто-то именует его елизаветинским барокко. Но суть от этого не меняется.
Современное трехэтажное здание имеет форму каре из четырех флигелей с внутренним двором и фасадами, которые смотрят на Неву, Адмиралтейство и Дворцовую площадь. Большая высота сооружения подчеркивается увесистыми двойными колоннами. Все это привносит ноты пышности, аристократизма и величия. В общей композиции фасадов отображены принципы классицизма. Это прежде всего симметрия, трехчастное деление ризалитами и доминирование горизонталей. При этом все фасады являются главными, а главный ризалит южного фасада имеет сразу три въездные арки, ведущие во внутренний двор.
Главный фасад дворца прорезан аркой, остальные стороны строения выполнены в изысканном стиле, который выражен в неповторимом чувстве вкуса Растрелли и его необычных решениях. А они повсюду: неординарная компоновка фасадов, различия в оформлении, заметные выступы, неравномерное построение колонн, ступенчатые углы здания.
Арка Главного штаба в Санкт-Петербурге
Особенности
Создавая Зимний дворец, Растрелли каждый фасад проектировал по-разному, исходя из конкретных условий. Так, Северный фасад, выходящий на Неву, тянется стеной, не имея заметных выступов. Со стороны реки он воспринимается как нескончаемая двухъярусная колоннада. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, является главным. Центр его выделен широким, пышно декорированным ризалитом, прорезанным тремя въездными арками.
Дворцовые корпуса формируются вокруг внутреннего Большого двора. В северо-западном и юго-западном крыльях на месте Тронного зала и Оперного дома были созданы световые дворы, вокруг которых сформировались жилые покои. С востока к Зимнему дворцу примыкает Малый Эрмитаж, он возведен вдоль Черного проезда. В этот проезд выходят корпуса Георгиевского зала, Большой церкви, юго-восточное и северо-восточное крылья дворца.
Во дворце было две цепочки парадных залов: вдоль Невы и по центру здания. Кроме парадных залов на втором этаже находились жилые покои членов императорской фамилии. Первый этаж занимали хозяйственные и служебные помещения. На верхнем этаже в основном были расположены квартиры придворных.
Малый Эрмитаж в Ленинграде
Размеры
Дворец отличался невероятными по тем временам размерами, пышной наружной отделкой и роскошным внутренним убранством. Здание имеет прямоугольную форму. Размеры дворца грандиозны – длина (вдоль Невы) 210 метров, ширина 175 метров. Высота трехэтажных корпусов – 23,4 метра. Многие годы здание было самым высоким в стране. В нем было более 1500 комнат (сейчас 1084 помещения), а также большой внутренний двор. По плану, во дворце находится 117 лестниц. Подавляющее большинство из них было полускрыто или совсем замаскировано. Они предназначались для прислуги, численностью в пятьсот человек. Им не было позволено пользоваться немногими парадными лестницами. К тому же водопровод в городе появился лишь во второе половине XIX века, а канализация еще позже. Так что прислуге приходилось со своей интимной ношей передвигаться служебными ходами. А что касается потайных комнат, то известно, что именно в них Екатерина Вторая начала собирать художественные сокровища, которые стали основной для создания будущего Эрмитажа.
Посетители в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге
Первый этаж
Георгиевский (Большой тронный) зал – главный зал в Зимнем дворце, там проходили все важнейшие церемонии. Он открыт в день святого Георгия Победоносца 28 ноября 1795 года и назван Георгиевским. Этот зал проектировал итальянский архитектор Джакомо Кваренги, был восстановлен после пожара 1837 года Василием Стасовым.
Здесь Екатерина Вторая, восседая на троне, принимала верительные грамоты и поздравления дипломатов. Над троном – барельеф, изображающий Георгия Победоносца, святого покровителя России и Дома Романовых. Он выполнен из мрамора. По бокам трона установлены две статуи из белого мрамора, выполненные скульптором Кончезио Альбани. Создание Георгиевского зала обошлось казне почти в 783 тысячи рублей.
Георгиевский зал Эрмитажа
Малый (Нижний) кабинет Николая Первого. На первом этаже Зимнего дворца, в северо-западной его части, находился Малый (Нижний) кабинет со спальней Николая Первого. Это была длинная небольшая комната – именно в ней император жил и работал в последние годы жизни. Интересно, что эти помещения уже были ранее облюбованы великим князем Александром Павловичем, который, став императором, устроил в одной из комнат свой кабинет. Окна выходили на Адмиралтейский бульвар.
Когда Николай Первый в декабре 1825 года, после Восстания декабристов, переехал из Аничкова дворца в Зимний, он поселился в этой же части дворца на третьем этаже. Его супруга Александра Федоровна заняла покои второго, а дочери выбрали первый этаж. Кабинет императора на третьем этаже располагался в просторной комнате с видом на Неву. Там он и работал большую часть своей жизни. Работал много, ежедневно, часто засиживался до двух-трех часов ночи, а иногда и до самого утра.
После пятидесяти лет у Николая Первого стали болеть ноги, поэтому он с конца 1840-х годов и перебрался в эту комнату на первом этаже. Нижний кабинет-спальня удивлял скромной отделкой, простой мебелью с походной складной кроватью. Там император много работал, принимал министров, ночевал и там же скончался в феврале 1855 года.
После взятия Зимнего дворца в октябре 1917 года эти помещения были разгромлены, интерьеры дошли до нас лишь в виде картин и акварелей художников той эпохи.
Картина художника Карла Пиратского "Николай I со свитой"
Иорданская (Посольская) лестница. Именно по этой лестнице поднимались императорские гости и иностранные делегации, послы разных стран начинали по ней путь к различным парадным залам для аудиенций с российскими царями. В XIX веке название лестницы было изменено – она стала называться "Иорданской". По ней спускались участники крестного хода на праздник Крещения к скованной льдом Неве с прорубью для водосвятия, "иорданью". В этих мероприятиях обычно участвовали члены царской семьи.
В 1837 году страшный пожар, уничтоживший внутреннее убранство Зимнего дворца практически целиком, не пощадил и Иорданскую лестницу. Сегодня она предстает перед нами практически в первозданном своем виде – в стиле "русского барокко". Она украшена белым мрамором и декорирована скульптурными композициями. Восстановлена была и растреллиевская позолота.
Лестница – кратчайший путь в покои императрицы: она "помнит" и поступь екатерининских фаворитов, и крестные ходы к святой воде. Во время "Зимних балов" на ее площадках накрывались столы для заграничных гостей. Посольская лестница и сейчас – главная парадная лестница дворца.
Главная лестница в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге
Второй этаж
Военная Галерея 1812 года. В Эрмитаже есть место, где можно увидеть только портреты русских героев – это "Военная галерея 1812 года". Там изображения тех, кто прославился в сражениях Отечественной войны 1812 года и событиях двух последующих годов: вторжение войск Наполеона в Россию, его изгнание и так называемая Война шестой коалиции, которая увенчалась победоносным вступлением русской армии в Париж.
Со стен Эрмитажа на посетителей смотрят мужественные лица Кутузова, Багратиона, Барклая-де-Толли, Раевского, Ермолова, Неверовского и других славных военачальников. Любопытно, что эти портреты писал английский художник Джордж Доу и его помощники Александр Поляков и Василий Голике.
На момент открытия на стенах висели 236 портретов участников Отечественной войны. Спустя годы портретов стало 332. Они, в основном, написаны с живых героев, военные сами позировали художникам. Картины с изображением умерших срисованы с более ранних. Но в зале есть тринадцать пустых рамок, затянутых тканью. Имена героев история сохранила, но не их изображения.
Военная галерея 1812 года в Зимнем дворце. Архивное фото
Большая церковь Зимнего дворца. Большая церковь Зимнего дворца – один из важнейших парадных интерьеров императорской резиденции. В алтарной части был резной золоченый иконостас, высота которого составляет 14 метров. В страшном пожаре 1837 года сгорела вся церковь, кроме православного креста, венчающего купол храма. Восстановление Большой церкви в ее первоначальный вид было проведено под руководством архитектора Василия Стасова. И до, и после пожара в этой церкви проходили обряды крещения и бракосочетания членов царских семей, торжественные службы по случаю православных праздников и официальных событий.
После 1917 года церковь стала одним из экспозиционных залов музея. Правда, не сразу: после революции на этом месте был склад дворцовой мебели. В 1939 году в Большой церкви решили открыть постоянную выставку западноевропейского фарфора. Власти даже разрешили "удалить церковное оборудование".
В 2014 году, в дни празднования 250-летнего юбилея Эрмитажа, Большая церковь Зимнего дворца была торжественно открыта для публики. Это событие стало завершением многолетней работы исследователей, архитекторов, реставраторов, которые занимались восстановлением исторического облика.
© Фото : http://www.hermitagemuseum.org
В Большой церкви Зимнего дворца. Архивное фото
Малахитовая гостиная Зимнего дворца. Она была парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая Первого. Уникальный декор выполнен в стиле "русская мозаика". Тут и малахитовые колонны, и пилястры, и два больших малахитовых камина, и многочисленные предметы из этого камня. Орнаменты наборного паркета словно повторяют узор потолка, а мрамор на стенах гармонирует с позолотой интерьеров.
Стену зала украшает аллегорическое изображение Ночи, Дня и Поэзии. Гостиная тоже, увы, сгорела в 1837 году. Пожар пережила высокая малахитовая ваза яйцевидной формы и мебель, выполненная по рисункам Огюста де Монферрана. В зале есть портрет Александры Федоровны.
В этой гостиной с июня по октябрь 1917 года заседало Временное правительство, которое провозгласило национализацию царских дворцов и имущества.
Юнкера в Зимнем дворце. Петроград, 1917 год
Третий этаж
Третий этаж Эрмитажа пользуется большой популярностью у посетителей. Там, в частности, была расположена коллекция нового европейского искусства XIX-XX веков, это залы 314-350 Главного музейного комплекса. Интересно, что до реконструкции 1928-1930 годов на этом месте во Фрейлинском коридоре Дворца было более полусотни комнат фрейлин. Теперь экспозиция французского искусства располагается в здании Главного штаба.
Самая ценная часть экспозиции – несомненно, уникальные коллекции картин Анри Матисса и Пабло Пикассо. Эти полотна, бывшие ранее в собственности двух московских меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова, оказали влияние на целое поколение российских художников. После Октябрьской революции обе коллекции были конфискованы советской властью.
Кстати, когда в 2000 году одно из полотен Матисса было послано на выставку в Италию, внук коллекционера начал судебный процесс, требуя возвращения картин. Сотрудникам Эрмитажа удалось срочно вернуть картину в Россию.
В последние несколько лет большинство залов третьего этажа закрывались на реставрацию. По ее окончании там были размещены "Запасная галерея европейской живописи XVII-XVIII веков" и "Запасная галерея памятников искусства Центральной Азии II-XIX веков".
Репродукция картины Пабло Пикассо "Любительница абсента"
Зимний дворец сегодня
Зимний дворец вместе с Эрмитажным театром, Малым, Новым и Большим Эрмитажем образует единый музейный комплекс "Государственный Эрмитаж". 17 февраля 1852 года его императорские коллекции были открыты для доступа публики. Этот день можно считать истинной датой открытия великого музея, хотя датой его основания является 1764 год.
Сегодня музей – один из величайших в мире и крупнейший в России. В нем более трех миллионов памятников культуры и искусства различных эпох, стран и народов. К слову, это на порядок больше, чем в Лувре. Чтобы бегло осмотреть все представленные в Эрмитаже экспонаты понадобится почти десять лет. Палеонтологические находки, оружие, доспехи, драгоценности, предметы быта, документы, артефакты и многое другое. Причем все предметы искусства расположены в парадных залах Зимнего дворца, которые сами по себе являются мировым архитектурно-художественным достоянием. Заинтересованный посетитель постарается вернуться в Эрмитаж, чтобы насладиться экспонатами.
Георгиевский зал Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге
Символом Эрмитажа, таким же как "Джоконда" в парижском Лувре, является картина Рембрандта "Даная". Вообще, в петербургском музее хранится самая большая коллекция полотен этого мастера, которая расположена за пределами Нидерландов. Особой популярностью пользуется "Лоджии Рафаэля", это точная копия ватиканской галереи. В "Рыцарском зале" можно увидеть оружие и доспехи Средних веков. В "Золотой Кладовой" содержатся драгоценности XVI века, скифское и древнегреческое золото, найденное в причерноморских полосах.
Кстати, сейчас, в период пандемии, в Эрмитаже очень немноголюдно, в отличие от прежних лет, замечает в интервью радио Sputnik гид по Санкт-Петербургу Вадим Верещагин:
«
"Если мы говорим о времени до пандемии, то тогда, конечно, были бешеные очереди, люди стояли по несколько часов и не попадали в Эрмитаж. Да и вообще, то еще удовольствие ходить по музею, если ты отстоял в очереди четыре часа на солнце или под дождем. Но это все было до пандемии, все очень сильно меняется. На сегодняшний день очередей нет вообще. То есть все билеты покупаются на сайте, ограничено количество людей на каждый временной отрезок, соответственно ты приходишь к своему времени, ты в очереди не стоишь, максимум три минуты. Сейчас самое лучшее время для посещения Эрмитажа, ты будешь в залах почти в одиночестве".
Зал итальянского искусства XVII-XVIII вв. Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Интересные факты
– Начало Эрмитажу положила Екатерина Вторая. Она получила из Германии в счет уплаты долга 317 ценных полотен голландских художников (сохранилось треть из этих картин). Императрица разместила их в отдаленных покоях дворца, назвав эти комнаты "Эрмитажем" (фр. "уединенное место").
– В конце строительных работ, в 1762 году, на площади перед Дворцом собралось так много отходов, что на их уборку могли уйти целые недели. Однако царю Петру Третьему пришла в голову идея: он разрешил абсолютно любому человеку взять любую вещь из этих строительных материалов, оставшихся после работы. Площадь перед зданием очистилась в кратчайшие сроки.
– На протяжении всей истории Зимнего дворца как императорской резиденции в нем переделывались интерьеры. Стены красили в красный, розовый, желтый цвета. Перед Первой мировой войной дворец был выкрашен в красно-кирпичный. Нынешний бело-зеленый цвет сооружение приобрело лишь в 1946 году.
Офорт "Зимний дворец"
– Во дворце "работает" целая команда домашних котов. В 1745 году из Казани в недостроенный дворец было доставлено 30 котов для ловли мышей. Они пополнили кошачью популяцию дворца, идущую от кота, привезенного Петром Первым из Голландии.
– Во время блокады Ленинграда кошачья "дворцовая гвардия" полностью исчезла и была восстановлена заново. Коты ловят грызунов, обеспечивая себе занятость и полное пропитание. Ну и, конечно, сотрудники подкармливают животных. Недавно директор Эрмитажа Михаил Пиотровский установил лимит в 50 котов, остальных раздают в добрые руки. Любой желающий может стать владельцем питомца из Эмитажа.
– Здание Зимнего дворца и его помещения не раз были выбраны в качестве декораций для съемок художественных фильмов и сериалов. В частности, там снимались "Октябрь" режиссера Сергея Эйзенштейна и "Русский ковчег" Александра Сокурова. Дворец показан в российско-французской ленте "Распутин", в фильме Сергея Бондарчука "Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира", а также в сериале "Бедная Настя".
Кот в подвале Эрмитажа во время ежегодной акции "День эрмитажного кота"
Информация для туристов
Как добраться. Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2 и Дворцовая набережная, 38. Зимний Дворец находится в пешей доступности от станций метро "Адмиралтейская" и "Невский проспект".
Режим работы. Выходной день – понедельник, в другие дни доступ туристам открыт с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу – до 21 часа. Зимний дворец не работает в Новый год и 9 мая.
Цены на входные билеты. Посещение всего комплекса Эрмитажа, в том числе Зимнего дворца, стоит 600 рублей, в первый четверг месяца можно пройти бесплатно. Если вы хотите посетить только Зимний дворец, то достаточно будет билета за 300 рублей. Билеты лучше покупать накануне на интернет-сайте, чтобы сэкономить время: очереди в кассу традиционно велики. Дети, студенты и пенсионеры могут пройти бесплатно. Кстати, внутри дворца имеются подъемники для инвалидов-колясочников и лифты.
Указатель "продолжение осмотра" в экспозиции Эрмитажа
Экскурсии
Музей "Эрмитаж" предлагает самостоятельные экскурсии и с профессиональными гидами. Второй вид экскурсии – это маршруты. Выбрать их можно при входе. Кстати, теперь нет правила строгого следования выбранному пути: можно переходить с одного маршрута на другой. В Главном музейном комплексе доступны два маршрута, в здании Главного штаба – один. Такие экскурсии – это скорее продукт для продвинутых посетителей, которые уже не раз бывали в "Эрмитаже".
Впрочем, большинство программ предполагают сопровождение экскурсовода по залам Эрмитажа. Например, такая прогулка по "Золотой кладовой" позволит насладиться Сибирской коллекцией Петра Первого, увидеть скифское золото, китайские драгоценности, а также сокровища Великих Моголов. А групповая экскурсия по Главному музейному комплексу обещает рассказ не только об истории главных шедевров музея, но и о скрытых жемчужинах коллекции.
Автор Кирилл Гришин, радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.