Авторы

Каково это – попасть в русскую опалу: садистские шутки царицы Анны

Читать на сайте radiosputnik.ru
Новобрачные ехали в клетке верхом на слоне к месту первой ночи. Их ждал ледяной дом. 17 февраля 1740 года по приказу императрицы Анны Иоанновны в Петербурге сыграли свадьбу придворных шута и шутихи. Подробности у радио Sputnik.
Женихом был 43-летний русский князь Михаил Голицын. Невестой – 30-летняя калмычка Евдокия Буженинова с неизвестной родословной. Она не тяготилась положением шутихи – считалась подружкой императрицы. Для Михаила шутовской колпак стал наказанием за предательство веры.
Лед и нефть
В опалу Голицын попал по любви. Похоронив первую и православную жену, он женился вторично. Но теперь выбрал католичку, для чего и сам перешел в католичество. Перекреститься обратно не захотел. В итоге жену-иностранку выслали из страны, самого Михаила разжаловали в шуты и обязали венчаться с православной. Из публичного унижения сделали фантастическое зрелище. Для молодоженов на Неве построили гигантский ледяной дом с ледяной мебелью и посудой. Изо льда был даже камин с поленьями, которые обмазали нефтью, чтобы они горели. Во время свадебного пира гремели ледяные пушки, за столом в честь "молодых" читали матерные стихи. А потом Михаила с Евдокией заставили лечь на ледяную постель и приставили к ним стражу. Утром оба были полуживые. Стоял 40-градусный мороз.
Ледяной дворец на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, который является точной копией дворца императрицы Анны Иоанновны, сооруженного в 18 веке
Вторая жизнь
Кроме дома изо льда и пущенных на ветер гигантских сумм ничего сугубо русского в шутовской свадьбе не было. Рассказывает заместитель главного редактора журнала "Историк" Арсений Замостьянов:
«

"Традиция держать при дворе шутов пришла из Европы. В России широко известен шут Петра I Иван Балакирев, а у племянницы Петра - Анны Иоанновны было еще и удивительное увлечение карликами и карлицами. Ее шутами нередко становились заезжие иностранцы, представители родовитой знати, что тоже не являлось чисто русской особенностью. Как и грубый характер веселья. Шут Голицын, например, был квасником – разносил квас во время придворных церемоний. Он мог пролить напиток на человека или человек мог выплеснуть на него остатки из чашки – это воспринималось как некий юмор. И расцвет, и закат профессионального шутовства случился при Анне Иоанновне. При Елизавете это было уже не принято, а при Екатерине II исключено: Екатерина противопоставила грубому юмору ироничную беседу с вельможами, когда шутили более-менее на равных".

Гравюра на дереве XVIII века "Шут Франс на свинье".
Михаил Голицын прослужил придворным шутом семь лет. Свое прежнее положение восстановил только после смерти императрицы Анны. Дожил почти до 80-ти, на старости женился в четвертый раз и оставил в общей сложности восемь наследников. Об унижениях сумел забыть.
Автор Ольга Бугрова, Радио Sputnik
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Обсудить
Рекомендуем