Профессия "логист" – это "собирательный образ", ведь есть много областей, где такой специалист нужен. Он наладит цепочку поставок так, чтобы не было коллапсов вроде затора в Суэцком канале в 2021 году.
Токарь – это повелитель станков Логист
Логист – тот, кто занимается цепочкой поставок товаров, причем в его ведении не только транспортная составляющая, но и склады, точки сортировки, технология распределения потоков. Весь путь товара – от производства до конкретного человека, например, покупателя. Задача логиста не только выстроить и наладить всю эту систему, но также контролировать ее работу, постоянно стремиться улучшить – сократить время доставки, улучшить качество сортировки, уменьшить процент повреждений при транспортировке и, при этом, еще и уменьшить расходы на каждом этапе, связанном с организацией поставок.
Специализации
Однако всем этим далеко не всегда занимается лишь один человек (хотя и так бывает), ведь в бизнес-логистике есть немало специализаций: закупочная, распределительная, сбытовая, транспортная, таможенная, складская, информационная, комплексная, логистика запасов. Другой вариант деления – на транспортную, складскую или товарную, внешнеэкономическую (область международной логистики).
Права и обязанности
В зависимости от конкретной занимаемой должности, права и обязанности логиста включают:
– создание и отладка системы поставок, построение маршрутов, слежение за доставкой;
– анализ затрат на доставку товаров, транспортировку и сокращение издержек;
– контроль за деятельностью экспедиторов, водителей, грузчиков;
– наем и увольнение персонала, контроль рабочего процесса;
– работа с документацией;
– поддержка и налаживание контактов с поставщиками, посредниками, перевозчиками.
Ответственность
Логист несет ответственность не только за эффективность всей цепи и каждого из звеньев, но и за безопасность и финансовую оптимизацию процессов.
Кому подходит профессия: личные качества
Работа логиста сочетает в себе и любопытные задачи, и переговорную составляющую, и "бумажную рутину". Так что человеку, который желает стать преуспевающим специалистом в этом деле, придется отыскать в себе определенные черты и склонности. Руководитель консалтинговой группы "Логистика. Бизнес. Решения", кандидат экономических наук Вячеслав Белобжецкий поделился в беседе с радио Sputnik своим мнением о том, какими качествами должен обладать логист.
«
"Основополагающим качеством я бы назвал широкий взгляд на любой вопрос и ориентированность на поиск решения – это можно назвать проактивной жизненной позицией. Логистика – это не просто найти контрагентов, которые занимаются доставкой, хранением, и наладить с ними отношения, логистика – это об оптимизации. Мало выстроить процесс – нужно уметь его "обсчитать", перевести в цифры, даже если это какой-то "качественный" процесс, то нужно придумать, каким образом его "обсчитать", и выстроить систему мониторинга, чтобы в динамике стремиться к улучшениям. Из этого вытекает потребность в обладании аналитическими навыками, навыками систематизации информации. И тренд на цифровизацию требует быть на "ты" с технологиями по обработке и анализу информации. Остальные качества, наверное, едины для большинства профессий".
Итак, необходимы аналитический склад ума, отличные коммуникативные навыки, умение нестандартно мыслить и быстро реагировать, стремление к самосовершенствованию в профессии логиста. А стрессоустойчивость сегодня обязательно пригодится на любой работе.
Как стать логистом
Обучение, экзамены, курсы, вузы
Чтобы стать профессионалом высокого уровня в области логистики, необходимо получить высшее образование. Основные специальности подготовки – "Технология транспортных процессов", "Менеджмент" по направлению "Логистика и управление цепями поставок", "Торговое дело", "Системы обеспечения движения поездов" (сужает специализацию до железнодорожных перевозок).
Логистика как наука и отдельное направление начала развиваться в России менее тридцати лет назад, однако сейчас профессионалы-логисты очень востребованы, поэтому многие вузы готовят специалистов этого профиля. Наиболее известные и зарекомендовавшие себя – Российский университет транспорта, РУТ (бывший МИИТ – Московский институт инженеров транспорта), Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (в прошлом – Московский автомобильно-дорожный институт, МАДИ), Высшая школа экономики, Государственный университет управления, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московская государственная академия водного транспорта (филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова"). В государственном вузе есть бюджетные места и коммерческие, в частном заведении придется учиться только платно.
Курсы дают возможности для получения новых навыков, повышения квалификации. Также есть вариант освоить практически с нуля профессию логиста, если у вас уже есть высшее образование в другой области – это профессиональная переподготовка. Например, есть программа обучения в Институте профессионального образования – 72 часа занятий. Впрочем, и без высшего образования по специальности можно устроиться на работу, пройдя все те же обучающие курсы.
Вячеслав Белобжецкий прокомментировал ситуацию с подготовкой новых кадров для логистической отрасли в России:
«
"Это направление обучения довольно широко представлено в российских вузах, в том числе ведущих. Качество подготовки специалистов я оценивать не берусь, потому что все очень индивидуально: если человек хочет овладеть азами, базовыми навыками, а это именно то, что и дают в вузах, то он может овладеть, потому что преподавательский состав хороший. Это люди не только с академической подготовкой, но и те, кто так или иначе вовлечен в бизнес, практики из бизнеса".
Карьера логиста: востребованность и перспективы
Спрос на логистов последние десять лет не падает, заметен даже рост, а эксперты говорят, что все выпускники соответствующих вузовских специальностей находят работу – мол, трудоустройство по профессии находится практически на стопроцентном уровне. Перспективы карьерного роста тоже весьма неплохи в этой сфере – они, как и в других областях, напрямую зависят от профессиональных навыков конкретного специалиста, опыта работы, умения работать с разными информационными системами. За три-четыре года вполне реально подняться на несколько позиций вверх.
Крупные компании, занимающиеся перевозками и доставкой, дают возможность получить место в отделе логистики, так как одного-единственного специалиста им явно недостаточно – например, транспортную логистику на больших предприятиях выстраивают специальные группы профессионалов.
Специалисты по логистике нужны в авиагаванях, речных и морских портах, через которые проходят грузы и товары. Любой уважающий себя бизнес, частью функционирования которого является доставка и перевозка (а это практически любой), имеет хотя бы одну ставку логиста. Помимо прочего, специалист этой сферы может работать по заказам, фактически на фрилансе, решая задачи для разных фирм.
Еще один важный пункт для продвижения по карьерной лестнице – это знание иностранных языков: английский необходим, другие языки тоже лишними не будут, особенно для тех, кто хотел бы работать в международной компании или в транснациональном гиганте.
Уровень зарплаты,
Средняя зарплата логиста в России невысокая – около 45 тысяч рублей в месяц, стартовые суммы – 20-25 тысяч. Даже начальники отделов далеко не всегда получают более 50-60 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии
Логистические задачи – чтобы перевозки были надежными и без сбоев, груз на складе не повредили, а распределительный центр его не перепутал, чтобы в конечной точке его получили в лучшем виде. Работать приходится много и усердно, часто – после окончания официального рабочего дня или до его начала.
Руководитель консалтинговой группы "Логистика. Бизнес. Решения" Вячеслав Белобжецкий поделился своим мнением:
«
"Логистика – это материальный бизнес, если мы говорим про товарную сферу, остальное – это "довесок", и не потому что оно не важно, ведь все области бизнеса важны, но без логистики бизнеса не будет как такового. Поэтому логист – профессия надежная, логисты нужны и будут нужны в определенном объеме. С другой стороны, все тот же тренд на цифровизацию: логистика – довольно алгоритмизируемый процесс, поэтому как раз применение новых технологий в логистике происходит в первую очередь – на складах, в процессах доставки, контроля доставки, обработки информации. Логист должен все время находиться в состоянии поиска новых знаний, саморазвития – для кого-то это минус, а для другого – плюс. Из минусов – это профессия ненормированного рабочего дня, хотя это не всегда заявляется. Но операционные логисты очень часто вынуждены быть на связи большую часть времени, нежели положено по Трудовому кодексу, ведь материальные потоки непрерывны и нештатные ситуации могут возникнуть в любую минуту. В России так принято (что у логиста ненормированный день, – ред.), за границей это менее распространено. И зарплата операционных логистов могла бы быть выше с учетом того вклада, который они вносят в экономику в целом".
Плюсы профессии логиста – высокие шансы трудоустройства, интересные задачи, возможность быстро расти в должности, непосредственное участие в бизнес-процессах.
Минусы – невысокий средний уровень зарплат, переработки, большая ответственность и необходимость очень четко выполнять указания заказчика.
Мнение экспертов
Руководитель консалтинговой группы "Логистика. Бизнес. Решения", кандидат экономических наук Вячеслав Белобжецкий – о положении дел в логистической сфере в России и за рубежом, о кадровом вопросе.
«
"Пожалуй, определенная нехватка специалистов есть, потому что так исторически сложилось, что у работодателя есть некое непонимание, кто такой логист. Работодатель склоняется к тому, что логист – это тот, кто про выстраивание отношений (с контрагентами), а не про оптимизацию, поэтому на навыки оптимизации не особо обращают внимание. Я имею в виду не всех работодателей, а большинство по количеству, но не по масштабу компаний. В таком случае, естественно, получается занижение компенсационных пакетов (льготы, привилегии, премии и бонусы сотрудника, – ред.) до уровня людей, которые просто должны найти, где хранить товар, кто его будет перевозить, вступить с переговоры с поставщиками. Как следствие – профессионалы могут не столь активно рассматривать эту область как точку приложения усилий, и из-за этого может быть определенная нехватка квалифицированных кадров. Да и, в целом, уровень и эффективность российской логистики ниже, чем уровень эффективности логистики в той же Европе, например, в Германии – именно из-за более низкой квалификации занятого в области персонала".
Автор Мария Меркулова, радио Sputnik
День работников нефтяной и газовой промышленности: праздник сильных людей Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.